s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на фильм "Форма воды" (The Shape of Water) 2017


В прошлом году самым кассовым фильмом стало диснеевское переложение собственной сказки "Красавица и Чудовище". Милая и скромная девушка встречает Чудовище, вместе они противостоят злым силам, пытающимся их разлучить, а к финалу Чудовище становится прекрасным принцем и они живут вместе долго и счастливо. Классика жанра, не правда ли? Но что получится если за дело возьмётся визионёр Гильермо дель Торо?



На дворе 60-е годы и скромная немая девушка Элайза работает уборщицей в подземках тайной военной лаборатории. Однажды в руки здешних учёных попадает новый экспонат - гуманоид, способный жить под водой. Постепенно существо и Элайза проникаются друг к другу симпатией, а когда человеку-амфибии грозит смертельная опасность, девушка решается организовать ему побег.

Гильермо дель Торо сам написал сценарий и ему до ужаса хотелось создать красивую сказку. Но не такую, чтобы весь Дисней обзавидовался - нет. Здешняя принцесса отнюдь не обладает поразительной красотой, но при этом обладает добротной человеческой приземлённой сексуальностью. Поэтому и все эти сцены мастурбации в ванной кажутся естественным течением жизни, в которой скромная девушка обладает необходимым минимумом для простого человеческого счастья. У неё есть крыша над головой, хорошая работа, добродушный сосед и он же друг, верная и лояльная напарница. Можно было бы ещё новые туфли купить, но и без них она переживёт какое-то время. Местный принц выступает аллюзией на диснеевское Чудовище из одноимённой сказки, однако следом выясняется другое - он совершенно не подходит на роль Чудовища, да и в принца он никогда не превратиться. Но при это он становится тем недостающим кусочком пазла, которого главной героини не хватало для полного счастья. А наблюдать за процессом его обретения - на редкость увлекательный процесс. Благо что сценарий включает в себя не только розовые сопли, но и лёгкий оттенок криминальной драмы с организацией дилетантски-подстроенной диверсии.


Есть в фильмах Гильермо дель Торо ("Хранители снов", "Лабиринт Фавна") особый шарм и манера подачи - тягучая, почти физически ощущаемая и обволакивающая зрителя с ног до головы. На этот раз режиссер аккуратно цепляет нас за воротник и уносит на дно бездонного бассейна под названием сказка. Приглушенные цвета и убаюкивающая музыка создают чарующую атмосферу 60-х годов с нарочито серьёзными сотрудниками секретной лаборатории и торчащими ушами русских агентов. Камера редко позволяет себе резкие ракурсы и их смену - большую часть времени зритель пребывает в предельно статичных кадрах с выверенным стилем и дизайном. Что секретная лаборатория, что квартира главной героини пропитаны духом воды. Синевато-зелёный дизайн интерьера проработан настолько, что при желании можно почувствовать запах ржавчины. Позеленевшие медные трубы в квартире Элайзы, зеленоватые плитки в ванной комнате, зеленоватая вода в ванне. "Зелёный - цвет будущего" утверждает плакат с пуддингом. Вода протекает через весь хронометраж, обретая любопытные очертания. Воду можно назвать полноценным участником действия - она тут получилась героем не хуже прочих. Вода служит комфортной средой для релаксации главной героини, пока кухонный таймер отсчитывает минуты до момента готовности сваренных в воде яиц. Вода смывает грязь и помогает обнаружить оторванные конечности. Вода стекает по стёклам автобуса, образуя замысловатые узоры, в которые Элайза может погружатся с головой. Вода льёт с неба, знаменуя неминуемое приближение развязки. Вода принимает форму сосуда, в котором находится и на этот раз вода приняла форму сказки. Сказки, в которую можно не верить, но так интересно слушать.


Главную героиню Элайзу Еспозито сыграла Салли Хокинс ("Цветок пустыни", "Доводы рассудка") и все её движения - это как подводный танец. За отстутствием полноценных реплик она самовыражается языком тела и получается у неё очень хорошо. В её героиню отчаянно веришь, ведь её история складывается из мелких деталей, рассказанных чужими словами.

Дагу Джонсу ("Лабиринт Фавна", "Хеллбой") не впервой играть Человека-амфибию. Он уже проделывал подобный фокус в дилогии "Хеллбоя", но здешнее существо отличается от Эйба Сапиена. Он совсем не разговаривает, но крайне эмоционально реагирует на внешние раздражители - будь то палка с электрошоком или романтичная немая уборщица.
Настоящим монстром в фильме становится агент Стрикланд, которого сыграл Майкл Шеннон ("Подпольная империя", "Дорога перемен"). Отвращение он начинает вызывать уже с момента появления и сцена в туалете лишь усиливает это впечатление. Оторванные пальцы, которые неумелые хирурги пришьют обратно, становятся лакмусовой бумажкой загнивания Стрикланда, ну а финальная сцена со отчаянной беспринципностью возводит его в ранг вполне адекватного злодея, нежели пародии на него.

Стоит отметить Октавию Спенсер ("Прислуга", "Скрытые фигуры"), сыгравшую подругу главной героини - Зельду. Забавно осознавать, что в этом персонаже Гильермо дель Торо машет ручкой игровой индустрии. Если вы не в курсе, на японской консоли Nintendo есть популярная серия игр The Legend of Zelda, где главный герой - длинноухий паренёк Линк без конца спасает принцессу Зельду. Здесь опять же можно разглядеть аналогию со сказками, но в ином ключе. Зельда у дель Торо не требует спасения - она второстепенный персонаж, который помогает "красавице" Элайзе найти свою дорогу к счастью.


Из минусов следует отметить топорную работу над "русской тематикой". В фильме присутствуют русские персонажи и это самый слабый момент фильма. В оригинале американские актёры стараются изобразить русский акцент, а в локализации все эти попытки попросту испарились. Как результат диалоги русских персонажей звучат криво и топорно. Если бы фразы не переозвучивались, получилось бы что русские в фильме говорят хуже американцев. Локализаторы выбрали меньшее из двух зол.
Гильермо дель Торо хотел снять сказку, которая не будет похожа на её классические интерпретации и можно сказать, что у него это получилось. Это такая анти-сказка, в которой анти-принцесса находит своё анти-чудовище и вместе они противостоят злу. Даже какое-то подобие хэппи энда предусмотрено, хоть и не без жертв.

"Форма Воды" это мрачная сказка для взрослых. В фильме именно что много от сказки и много взрослого контента. Но вся обнаженка и гниющие оторванные пальцы не выглядят вычурно - красота каждого кадра с выверенной зеленовато-красной палитрой и стиль Гильермо дель Торо чувствуются сразу же. Сказочная атмосфера пронизывает картину насквозь и поперек. Если начать придираться, можно до потери пульса тыкать в комнаты с потрясающей гидроизоляцией, в русских шпионов и агентов, которые иначе как товарищами себя не смеют величать, в притянутость событий и много что ещё. Но делать этого не нужно. Все что нужно - это раствориться в чарующей музыке и позволить себе немножко волшебства. И вот уже два немых создания - таких разных, но таких похожих обретают своё маленькое счастье.


К списку всех рецензий


Tags: #ГильермодельТоро, #МайклШеннон, #ОктавияСпенсер, #СаллиХокинс, #ФормаВоды, 2018, cinema, movies, review, the shape of water, Форма Воды, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кинопремьеры (10.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про битву клонов, мелодрама про молодую пару в Нью-Йорке, российский триллер про подростков в лесах, байопик…

  • Рецензия на фильм "Джокер" (Joker) 2019

    У каждого, кто знает комиксы DC в общем и комиксы о Бэтмене в частности, есть собственный рейтинг киноверсий Джокера. Кому-то ближе клоунада Джека…

  • Кинопремьеры (3.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят драма про клоуна-анархиста, триллер про прокладку оптоволокна, ужастик про подростка на острове, романтическая…

  • Рецензия на фильм "К звёздам" (Ad Astra) 2019

    Космическую драму с Брэдом Питтом в главной роли я приметил для себя ещё в конце прошлого года. Уже тогда из простого синопсиса торчали уши…

  • Рецензия на игру "Hammerfight" (2009)

    Разработчик: Константин Кошутин Платформа: PC Дата выхода: Сентябрь 2009 Время прохождения: 3 часа Я уже и не помню, как эта игра оказалась у…

  • Кинопремьеры (26.09.2019)

    На этой неделе в прокат выходят научно-фантастическая драма про поиски отца в космосе, российский шпионский боевик про спецагентов, комедийный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment