s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на фильм "Форма воды" (The Shape of Water) 2017


В прошлом году самым кассовым фильмом стало диснеевское переложение собственной сказки "Красавица и Чудовище". Милая и скромная девушка встречает Чудовище, вместе они противостоят злым силам, пытающимся их разлучить, а к финалу Чудовище становится прекрасным принцем и они живут вместе долго и счастливо. Классика жанра, не правда ли? Но что получится если за дело возьмётся визионёр Гильермо дель Торо?



На дворе 60-е годы и скромная немая девушка Элайза работает уборщицей в подземках тайной военной лаборатории. Однажды в руки здешних учёных попадает новый экспонат - гуманоид, способный жить под водой. Постепенно существо и Элайза проникаются друг к другу симпатией, а когда человеку-амфибии грозит смертельная опасность, девушка решается организовать ему побег.

Гильермо дель Торо сам написал сценарий и ему до ужаса хотелось создать красивую сказку. Но не такую, чтобы весь Дисней обзавидовался - нет. Здешняя принцесса отнюдь не обладает поразительной красотой, но при этом обладает добротной человеческой приземлённой сексуальностью. Поэтому и все эти сцены мастурбации в ванной кажутся естественным течением жизни, в которой скромная девушка обладает необходимым минимумом для простого человеческого счастья. У неё есть крыша над головой, хорошая работа, добродушный сосед и он же друг, верная и лояльная напарница. Можно было бы ещё новые туфли купить, но и без них она переживёт какое-то время. Местный принц выступает аллюзией на диснеевское Чудовище из одноимённой сказки, однако следом выясняется другое - он совершенно не подходит на роль Чудовища, да и в принца он никогда не превратиться. Но при это он становится тем недостающим кусочком пазла, которого главной героини не хватало для полного счастья. А наблюдать за процессом его обретения - на редкость увлекательный процесс. Благо что сценарий включает в себя не только розовые сопли, но и лёгкий оттенок криминальной драмы с организацией дилетантски-подстроенной диверсии.


Есть в фильмах Гильермо дель Торо ("Хранители снов", "Лабиринт Фавна") особый шарм и манера подачи - тягучая, почти физически ощущаемая и обволакивающая зрителя с ног до головы. На этот раз режиссер аккуратно цепляет нас за воротник и уносит на дно бездонного бассейна под названием сказка. Приглушенные цвета и убаюкивающая музыка создают чарующую атмосферу 60-х годов с нарочито серьёзными сотрудниками секретной лаборатории и торчащими ушами русских агентов. Камера редко позволяет себе резкие ракурсы и их смену - большую часть времени зритель пребывает в предельно статичных кадрах с выверенным стилем и дизайном. Что секретная лаборатория, что квартира главной героини пропитаны духом воды. Синевато-зелёный дизайн интерьера проработан настолько, что при желании можно почувствовать запах ржавчины. Позеленевшие медные трубы в квартире Элайзы, зеленоватые плитки в ванной комнате, зеленоватая вода в ванне. "Зелёный - цвет будущего" утверждает плакат с пуддингом. Вода протекает через весь хронометраж, обретая любопытные очертания. Воду можно назвать полноценным участником действия - она тут получилась героем не хуже прочих. Вода служит комфортной средой для релаксации главной героини, пока кухонный таймер отсчитывает минуты до момента готовности сваренных в воде яиц. Вода смывает грязь и помогает обнаружить оторванные конечности. Вода стекает по стёклам автобуса, образуя замысловатые узоры, в которые Элайза может погружатся с головой. Вода льёт с неба, знаменуя неминуемое приближение развязки. Вода принимает форму сосуда, в котором находится и на этот раз вода приняла форму сказки. Сказки, в которую можно не верить, но так интересно слушать.


Главную героиню Элайзу Еспозито сыграла Салли Хокинс ("Цветок пустыни", "Доводы рассудка") и все её движения - это как подводный танец. За отстутствием полноценных реплик она самовыражается языком тела и получается у неё очень хорошо. В её героиню отчаянно веришь, ведь её история складывается из мелких деталей, рассказанных чужими словами.

Дагу Джонсу ("Лабиринт Фавна", "Хеллбой") не впервой играть Человека-амфибию. Он уже проделывал подобный фокус в дилогии "Хеллбоя", но здешнее существо отличается от Эйба Сапиена. Он совсем не разговаривает, но крайне эмоционально реагирует на внешние раздражители - будь то палка с электрошоком или романтичная немая уборщица.
Настоящим монстром в фильме становится агент Стрикланд, которого сыграл Майкл Шеннон ("Подпольная империя", "Дорога перемен"). Отвращение он начинает вызывать уже с момента появления и сцена в туалете лишь усиливает это впечатление. Оторванные пальцы, которые неумелые хирурги пришьют обратно, становятся лакмусовой бумажкой загнивания Стрикланда, ну а финальная сцена со отчаянной беспринципностью возводит его в ранг вполне адекватного злодея, нежели пародии на него.

Стоит отметить Октавию Спенсер ("Прислуга", "Скрытые фигуры"), сыгравшую подругу главной героини - Зельду. Забавно осознавать, что в этом персонаже Гильермо дель Торо машет ручкой игровой индустрии. Если вы не в курсе, на японской консоли Nintendo есть популярная серия игр The Legend of Zelda, где главный герой - длинноухий паренёк Линк без конца спасает принцессу Зельду. Здесь опять же можно разглядеть аналогию со сказками, но в ином ключе. Зельда у дель Торо не требует спасения - она второстепенный персонаж, который помогает "красавице" Элайзе найти свою дорогу к счастью.


Из минусов следует отметить топорную работу над "русской тематикой". В фильме присутствуют русские персонажи и это самый слабый момент фильма. В оригинале американские актёры стараются изобразить русский акцент, а в локализации все эти попытки попросту испарились. Как результат диалоги русских персонажей звучат криво и топорно. Если бы фразы не переозвучивались, получилось бы что русские в фильме говорят хуже американцев. Локализаторы выбрали меньшее из двух зол.
Гильермо дель Торо хотел снять сказку, которая не будет похожа на её классические интерпретации и можно сказать, что у него это получилось. Это такая анти-сказка, в которой анти-принцесса находит своё анти-чудовище и вместе они противостоят злу. Даже какое-то подобие хэппи энда предусмотрено, хоть и не без жертв.

"Форма Воды" это мрачная сказка для взрослых. В фильме именно что много от сказки и много взрослого контента. Но вся обнаженка и гниющие оторванные пальцы не выглядят вычурно - красота каждого кадра с выверенной зеленовато-красной палитрой и стиль Гильермо дель Торо чувствуются сразу же. Сказочная атмосфера пронизывает картину насквозь и поперек. Если начать придираться, можно до потери пульса тыкать в комнаты с потрясающей гидроизоляцией, в русских шпионов и агентов, которые иначе как товарищами себя не смеют величать, в притянутость событий и много что ещё. Но делать этого не нужно. Все что нужно - это раствориться в чарующей музыке и позволить себе немножко волшебства. И вот уже два немых создания - таких разных, но таких похожих обретают своё маленькое счастье.


К списку всех рецензий


Tags: #ГильермодельТоро, #МайклШеннон, #ОктавияСпенсер, #СаллиХокинс, #ФормаВоды, 2018, cinema, movies, review, the shape of water, Форма Воды, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рецензия на фильм "Брачная история" (Marriage Story) 2019

    В предверии церемонии вручения Оскара 2020, я взял себе за правило посматривать определённый минимум номинированных фильмов. Многочисленные…

  • Рецензия на игру "Shank 2" (2012)

    Разработчик: Klei Entertainment Платформа: PC Дата выхода: 2012 Время прохождения: 6 часов Под конец прошлого года я добил категорию…

  • Кинопремьеры (23.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят южно-корейский боевик 17-летней выдержки, триквел боевика про отчаянных напарников, триллер про подводную прогулку,…

  • Рецензия на фильм "Клаус" (Klaus) 2019

    Конец 2019 года отчаянно страдал от отсутствия ощущения праздника. Плюсовая температура и регулярный дождь даже на второй неделе января не…

  • Кинопремьеры (16.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про поезд во льдах семилетней давности, драма про смотрителей маяка и безумие, историческая драма про…

  • Рецензия на 3й сезон сериала "Джессика Джонс" (Jessica Jones) 2019

    Ещё до того, как Disney окончательно запустил свой стриминговый сервис, Netflix поспешил прикрыть все сериалы, над которыми работал по контракту c…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment