s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Бегущий по лезвию 2049" (Blade Runner 2049) 2017


"Бегущий по лезвию" Ридли Скотта вышел в 1982 году и, несмотря на слабый прокат, обрёл культовый статус. Он встал в один ряд с романом "Нейромант" Уильяма Гибсона и послужил главным визуальным ориентиром для всех произведений так или иначе связанных с киберпанком. Теперь, спустя 35 лет, на экраны вышел сиквел за авторством режиссёра Дени Вильнёва, который славен своими тягучими фильмами. Получилось ли у него не посрамить достоинств оригинала и не уйти в бесконечные самоповторы?


Название фильма прямым текстом объявляет, что после финала первой части минуло 30 лет. Местом действия всё ещё служит Лос Анджелес, но обстановка немного изменилась. Вступительный текст кратко освещает произошедшие события. Корпорация "Тайрел" после событий оригинального фильма отошла от дел производства репликантов и обанкротилась. Её выкупил другой богатый визионер Ниандер Уоллес и продвинул в правительстве вновь разрешить использовать репликантов - они теперь более послушные и не сбегают с колоний. Правда всё ещё есть репликанты серии Нексус 8 с неограниченным сроком действия, которые прячутся и пытаются жить простой жизнью обычных людей. Охотников за репликантами всё ещё называют Бегущими по лезвию и сиквел рассказывают историю такого охотника - агента Кей. "Люди в чёрном" тут не причём, а Кей - это всего лишь первая буква его серийного номера. Агенту поручают задание устранить репликанта-фермера, но в ходе расследования Кей обнаруживает необычные обстоятельства, которые могут перевернуть весь существущий мир с ног на голову.


Сюжет фильма плавно перетекает из одной сцены в другую и редко когда переключается на активные действия. Всё это создаёт плотную и вязкую атмосферу в которую зритель погружается медленно, словно в зыбучие пески. Определённый романтизм в этом, безусловно, присутствует, но к финалу почти трёхчасового фильма, такой подход начинает утомлять. За самим сюжетом даже приятно следить, ведь у нас здесь строгое следование заветам киберпанка - будущее, громадные корпорации, летающие машины, грязные улицы с бедствующим населением и повсеместно используемые роботы и искусственный интеллект. Традиционные вопросы в духе кто человечнее - сами люди или андроиды, каково это играть в бога - всплывают регулярно и чёткого ответа на эти вопросы нет, что радует. К середине фильма сценарий четко вырисовывает линию поведения и ведёт зрителя к интересному заключению, связанному с личностью главного героя. Наблюдать за трансформацией агента Кей в исполнении Райна Гослинга - одно из главных достоинств фильма. Сама же история заканчивается неожиданным образом благодаря ловкой манипуляции со зрителем. Сценаристы намеренно наводят фокус на главного героя, чтобы отвлечь от истинной подоплёки происходящего, поэтому эмоциональная сила финала будет тем сильнее, чем больше зритель поддастся этому отвлечению.

Дени Вильнёв ("Пленницы", "Прибытие") остаётся верен себе и раз за разом снимает тягучее кино с длинным ракурсами и крупными планами героев. Но на этот раз, повествование подаётся ровным монолитным пластом - не скачет ни во времени, ни в пространстве. Мы следуем за героем по пятам и буквально видим, как меняется его отношение к происходящему. Ещё следует отметить подачу материала, при которой он нехитрыми способами подготавливает зрителя к "неожиданному" откровению. Беда состоит только в том, что делает он это крайне топорно и слишком явно. Именно поэтому, когда к финалу сценаристы выкатывают главный козырь, зритель просто пожимает плечами. Вильнёв снял сиквел культового произведения, в котором многие моменты оставались на совести зрителя. Ридли Скотт 35 лет назад давал пищу для размышлений, которую нужно было тщательно пережёвывать и формировать собственные теории произошедших событий. Дени Вильнёв такой возможности не даёт - он сам разжёвывает факты, кладёт их в рот зрителю и заставляет проглатывать. Более того он умудрился запороть главную интригу оригинала и прямым текстом раскрывает личность Декарда. Именно поэтому сиквел слабее оригинала, именно поэтому статуса "культовости" ему не видать, хотя не исключено, что многие будут в восторге от такой откровенности.

Райан Гослинг ("Ла-ла Ленд", "Место под соснами") сыграл главного героя фильма - агента Кей, и можно смело заявить что это одна из лучших его работ. Образ томного малоэмоционального персонажа, кутающегося в плащ с высоким воротом и испытывающим странное чувство привязанности к голограмме получился на редкость выразительным. Благо, что в процессе событий фильма мы видим происходящие с ним изменения и можно в полной мере проникнуться симпатией к герою.

Неожиданно прекрасным получился образ Джой в исполнении Аны де Армас ("Чёрная Лагуна, "Парни со стволами"). Если поначалу она выглядит как неудачная шутка в симуляции отношений главного героя, то к финалу истории её можно даже считать полноценным персонажем. Она в равной степени зависима от Кея и поддерживает его всеми силами.
А вот герой Джареда Лето ("Господин Никто", "Отряд самоубийц") - Ниандер Уоллес, получился на редкость проходным персонажем. Несколько имеющихся сцен рисуют его как могущественного, но полного пафоса изобретателя, который одновременно обожает и ненавидит свои творения. Он называет репликантов не иначе как ангелами, чем подчёркивает свою богоподобность. Довольно странное визуальное решение сделать героя слепым дарит зрителю несколько ярких сцен, в которых глазами миллионера становятся миниатюрные летающие дроны, но в сценарном плане это обстоятельство никак не влияет на происходящее.

Харрисон Форд ("Бегущий по лезвию", "Звёздные войны: Новая надежда") вернулся к роли Рика Декарда, и сделал это очень хорошо. В уставшем взгляде всё ещё читается жестокий характер бегущего по лезвию, который пережил многое, в том числе смерть любимой девушки.

Как и любой другой фильм Вильнёва "Бегущий по лезвию 2049" славен многочисленными панорамными длинными кадрами пейзажей. Камера неспешно облетает футуристический Лос Анджелес будущего и выцепляет значимые объекты. Всё это выглядит эффектно и красиво, а используемые приёмы операторской работы повторяют ракурсы оригинального "Бегущего по лезвию". Но вот с атмосферой приключился какой-то разлад. Да - это будущее, да - тут есть роботы, которые внешне неотличимы от людей, да - тут есть летающие машины и люди общаются с искусственным интеллектом чаще, чем с себе подобными. Но вот тонкая атмосфера киберпанка в тёмных тонах с фиолетовым отливом куда-то улетучилась. У Вильнёва в ходу серый цвет и это ужасно расстраивает. Лос Анджелес Ридли Скотта блистал миллионом огней и тягучая музыка подчёркивала тон перенаселённого города, который никогда не спит и постоянно залит дождём. Лос Анджелес Дени Вильнёва это сборище серых однообразных коробок, в которых изредка проглядывает на горизонте какое-нибудь величественное здание. Он не чувствуется живым, несмотря на то, что тут снуют по небу летающие машины, а на гигантских голографических экранах предлагают приобрести новую версию виртуальной девушки "Джой". В уличных сценах категорически не хватает массовки - а без неё город выглядит безжизненным, и это расстраивает. В некоторыйх сценах, как например в той, где гигантская голограмма склоняется к герою, авторы вспоминают о существовании цветовой палитры и раскрашивают картинку в правильные тона, но они остаются единичными мазками на сером полотне.


Я никогда не испытывал восторга от работ режиссёра, но это первый его фильм который не вызывает стойкого отторжения. В конечном счёте я понял причину этого отношения. Вильнёв редко когда придумывает что-то своё - практически все его фильмы это сборные солянки уже бывших в употреблении идей, которые он бессовестно заталкивает в свои картины в надежде, что хоть что-то да выстрелит. Я плевался от "Пленниц" и "Врага", недоумевал от восторгов связанных с "Прибытием", просто потому что их "неожиданные повороты" были предсказуемыми и местами откровенно нелогичными. Все его фильмы - это тягучее и затянутое кино с многочисленными заимствованиями, и всегда находился маленький сценарный косяк, который рушил всю атмосферу "умного кино". Вильнёв паразитировал на старом контенте и преподносил его в формате затянутого киселя. В "Бегущем по лезвию 2049" он, опять же, ловко паразитирует на оригинальном фильме 1982 года, но на этот раз он этого не скрывает, и это одновременно хорошо и плохо. Плохо, потому что без ознакомления с оригиналом многие события окажутся бессвязными, а хорошо в том плане что использование материала подано очень аккуратно. Вильнёв, кажется, нашёл свою стезю - всё что ему нужно - это снимать сиквелы - он может без зазрения совести использовать старый материал, наполнять повествование многочисленными отсылками, и все заимствования встанут в нужные места.

Перед выходом фильма на большой экран в сети появились три короткометражки, которые призваны пролить свет на события, разворачивавшиеся между первой и второй картиной. Первая из них "2036: Рассвет Нексуса" рассказывает о Ниандере Уоллесе, который призывает вновь разрешить использование репликантов, демонстрируя совету полную беспрекословность новых моделей. Во второй "2048: Некуда бежать" репликант-фермер Саппер Мортон ввязывается в драку, что по сути является отправной точкой событий полнометражного фильма - короткометражка объясняет, как полиция вычислила убежище репликанта. Третья короткометражка это анимэ "2022: Блэкаут", проливающее свет на значимое событие в хронологии вселенной - массовое отключение электрики, из-за которого было утереряно огромное количество информации. Проблема этих короткометражек в том, что они выглядят очень проигрышным решением режиссёра расширить вселенную "Бегущего по лезвию". Если эти сцены важны для сюжета, почему их не включили в фильм, который и так получился затянутым, и лишние 10-15 минут предыстории погоды не сделали бы. Если историю вычисления местоположения репликанта-фермера ещё можно смело игнорировать, а тотальный контроль над новой версией репликантов не рассказывает ничего критически важного, но с блэкаутом всё сложнее. Герои говорят о блэкауте как о само-собой разумеющемся событии, о котором все должны быть в курсе ("А где были вы во время блэкаута?"). Зритель вынужден достраивать картину самостоятельно - кто-то зачем-то организовал уничтожение всех данных и некоторые оказались в плюсе, благодаря этому. Анимэ рассказывает, что блэкаут был спланированной акцией репликантов, чтобы избавиться от базы, в которой находились все их данные. Репликантов выискивали по этой базе и не давали житья - блэкаут стал для них точкой отсчёта новой жизни. Очень жаль, что эту историю вытеснили за рамки основного фильма.


"Бегущий по лезвию 2049" это первый фильм Дени Вильнёва, который, наконец-то, не вызывает вопроса "что это за бред" после просмотра. Фильм красиво выглядит и изобилует интересными режиссёрскими находками, но к финалу выглядит затянутым, хотя отличная актёрская игра искупает многое, в том числе слабо раскрытых второстепенных персонажей. Это не шедевр, но и не проходное кино - Вильнёв всегда снимает фильмы с претензией, но они всё же расчитаны на массового зрителя и поэтому у него не будет статуса "культовости", какой был у оригинала. Фильм балансирует на грани хорошо-отлично, и никак не может решить в какую сторону завалиться окончательно, оставляя финальное решение за зрителем.

К списку всех рецензий



Tags: blade runner, blade runner 2049, cinema, movies, review, Бегущий по лезвию, Бегущий по лезвию 2049, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пятничный Sekiro

    Первая пятница лета 2020 года. Почему бы не отпраздновать это событие сражением с мини-боссом в Sekiro Shadows Die Twice? Некоторое время назад…

  • Рецензия на игру "Lara Croft and the Temple of Osiris" (2014)

    Разработчик: Crystal Dynamics \ Nixxes Software Платформа: PC Дата выхода: декабрь 2014 Время прохождения: 6 часов Я как раз проходил…

  • Рецензия на сериал "Молодой папа" (The Young Pope) 2017

    "Молодого папу" посмотреть я хотел, на самом деле, давно, просто руки не доходили. То одно, то другое, да и с текущими сериалами надо было…

  • Игровые релизы. Июнь 2020

    Мир потихоньку приходит в себя после вспышки короновируса. Постепенно всё открывается, но с обязательным масочно-перчаточным режимом. В отличии от…

  • Пятничный Sekiro

    Очередная пятница приносит нам битву с опциональным мини-боссом в Sekiro Shadows Die Twice. В игре есть сразу несколько схожих противников,…

  • Рецензия на фильм "Мотылёк" (Papillon) 2017

    В мировом прокате ремейк "Мотылька" с Ханнемом и Малеком вышел ещё в сентябре 2017 года, а до российских кинотеатров он добрался ещё через год - в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments