
Первые две части про умнеющих обезьян и вымирающих людей получились без малого отличными фильмами. Первый фильм рассказывал историю нулевого пациента и лекарства Альц-113, ставшим началом конца человеческой расы. Второй фильм развивал эту идею и рисовал уже полноценное сообщество обезьян, которые пытаются приспособится в изменившимся мире пытающихся выжить людей. Третий фильм с громким заголовком "Война" обещал окончательно определить диспозицию людей и обезьян. Получилось ли у него это?
С момента второй части прошло несколько лет. Шимпанзе Цезарь (Энди Серкис) всё ещё вождь обезьян, но успешно скрывается от военных, идущих по его следу. Безымянный Полковник (Вуди Харрельсон) настойчиво выслеживает Цезаря, прочёсывая леса взводами солдат с нацарапанными кличками на касках. Одна из последних стычек одного из таких взводов заканчивается взятием в плен нескольких солдат, перед которыми появляется сам Цезарь во плоти. К слову, среди обезьян появляются предатели, которые переметнулись на сторону людей и помогают им в борьбе со своими же сородичами. После вялого допроса Цезарь отпускает солдат живыми как знак доброй воли и послание о перемирии. Но Полковник неуклонен - тёмной ночью он проникает в жилище Цезаря с намерением ликвидировать вожака, но план идёт наперекосяк. В результате Полковник ускользает, а Цезарь вынужден отделиться от стаи и отправится в погоню за злодеем.

Вселенная "Планеты Обезьян" изначально импонировала приматам и от фильма к фильму акцент на мохнатых умнеющих обезьянах только усиливался. В "Войне" именно обезьяны - главные герои, а из людей запоминается только Полковник и девочка. Обезьяны показаны во всей красе и уже к середине фильма моментально различаешь главных героев даже среди на первый взгляд однообразной мохнатой массы. Авторы подчеркнули индивидуальность каждого ключевого героя как внешностью, так и повадками. Сюжет раскручивается по нарастающей, раскрывая всё более любопытные подробности, раскрывающие характеры персонажей и их мотивацию. Даже тот самый Полковник, кажущийся откровенной сволочью, получает свои 5 минут славы и в обстоятельном монологе раскрывается по полной. Да так, что под конец фильма его становится даже немного жаль. Сценаристы нагнали драматизма и наполнили болью и отчаянием каждую вторую сцену, отчего временами на события становится тяжело смотреть. Чтобы разбавить обстановку в сюжет ввели комедийного персонажа - немного нелепого, с глупыми шутками, но тем не менее со своей задачей он справляется.
Мэтт Ривз ("Святой дозор", "Монстро") вернулся в режиссёрское кресло и вновь выдал отличную постановку. Настроение и подача меняются несколько раз за фильм, отчего интерес к нему не угасает. Первые кадры вызывают стойкие ассоциации с вьетнамской войной - пробирающиеся сквозь густые леса солдаты с кличками на шлемах, ракурсы яростных перестрелок и переговоры жестами. Когда Цезарь отправляется за Полковником, на экран просачивается очень личная и драматичная история мести, с визуальными отсылками к "Выжившему". Душевные страдания Цезаря сменяются зарисовками концлагеря, напоминающими чуть ли не "Список Шиндлера", где герой оказывается практически бессилен перед непреклонным авторитетом Полковника. А планирование побега живо вызывает в памяти "Побег из Шоушенка". При этом не сказать, что авторы бездумно копируют идеи. Нет - здесь скорее творческий подход к созданию ассоциативного ряда со своей "обезьяньей" атмосферой. Что ни говори, смотреть на живую массу обезьян, ведущих себя как обычные люди, всё ещё интересно. Мозгом вроде понимаешь, что это всё актёры в костюмах Motion Capture, но глаз видит мохнатую обезьяну на коне с винтовкой в руках и в эту картинку хочется верить - до того реалистично это выглядит.

Энди Серкису ("Кинг Конг", "Властелин Колец") не в впервой играть обезьян - исхудавший Горлум из "Властелина Колец", который перемещается преимущественно на четвереньках, Кинг Конг из одноимённой экранизации Питера Джексона, персонаж игры Enslaved: Odyssey to the West с именем Обезьяна, и вот в третий раз - полноценная шимпанзе Цезарь от фильма к фильму становящийся всё более человечным. Кто-то скажет, что там вообще можно играть, если всё это потом будет обработано на компьютере, и будут не правы. Качественно сыграть персонажа, когда на тебе комбинезон с датчиками - это надо уметь, и Энди Сёркис в этом набил руку. К тому же никакая компьютерная графика не передаст всего спектра эмоций человеческого лица, и актёр отыгрывает его на все 100%. Цезарь к третьему фильму предстаёт мудрой, но озлобившейся обезьяной, которую неоднократно предавали, но он всё равно сохранят в себе что-то хорошее. В одной сцене персонажи обсуждают, что Цезарь стал как Коба (шимпанзе из прошлой части, предавшая его), и Цезарь даже соглашается с этим, но взгляд его говорит об обратном. Камера не стесняется брать крупные планы и в эти моменты вся гениальность актёрской игры Энди Сёркиса заметна больше всего.
Вуди Харрельсон ("Настоящий детектив", "Семь жизней"), сыгравший Полковника, первую половину предстаёт крайне таинственной личностью, о котором мало что известно. После ситуация меняется - всплывают неожиданные подробности как о самом Полковнике, так и о всей ситуации в целом. Он - отчаявшийся человек, идущий на отчаянные меры. Все его действия - последняя искра разумности перед грядущей напастью.
Картинка в фильме пугающе-реалистичная. Здесь нет каких-то мифических созданий или футуристического оружия, стреляющего лазерами, ведь персонажи живут в мире умирающей человеческой цивилизации. Поэтому все спецэффекты сосредоточены на максимально правдоподобной фотореалистичной обезьяньей массе - местную цифровую шерсть не отличить от настоящей - она мокнет в воде, покрывается снегом и грязью и колышется на ветру. В испещрённых морщинами мордах обезьян светятся человеческие глаза и угадываются очертания актёров.
В фильме с заголовком "Война" получилось довольно мало боевых действий, но это отнюдь не недостаток. Оригинальный заголовок можно перевести скорее, как "Война за Планету Обезьян" и фильм намекает, что обезьяны выигрывают эту войну даже без боя. "Не я начал эту войну" - говорит Цезарь в начале фильма, но именно Цезарь делает всё возможное, чтобы её закончить.

"Планета обезьян: Война" получился интересным и драматичным. Обезьяны на лошадях всё ещё выглядят очень круто и свежо, а сильная актёрская игра проступает через все слои оцифрованных актёров. Энди Серкис чуть ли ни одним лишь молчаливым взглядом выдаёт такую боль и тоску, что слова здесь не нужны. Сценаристы за весь фильм умудрились несколько раз сменить жанр, благодаря чему интерес не ослабевает до самых титров. Картина красиво завершает историю нынешней трилогии, оставляя широкий простор для новых сюжетов без привязки к актуальным персонажам. А будет ли оно или нет - покажет время.
К списку всех рецензий