Режиссёр Гай Ричи славен тем, что у него отлично получается снимать британские криминальные комедии. За свою карьеру Гай выработал определённый набор фирменных приёмов, можно сказать авторский стиль, в котором комплексный сюжет из нескольких линий развивается параллельно, чтобы в момент кульминации столкнуть разных персонажей нос к носу и посмотреть что из этого выйдет. После нескольких фильмов, Ричи переключился на переиначивание рассказов о британском сыщике Шерлоке Холмсе, а теперь посягнул на легенду о короле Артуре, который вытащил меч Эскалибур из камня. Что же стало с мифом под руководством Гая Ричи?
Фильм сразу задаёт тон предельно вольного толкования легенды - он погружает в атмосферу кровавых распрей между простыми жителями туманного альбиона и могущественной расой магов. Последние захватывали земли Англии, пользуясь жуткими заклинаниями, подчиняющими своей воле людей и животных, среди которых были даже 100-метровые слоны. Отпор неостановимой силе смог дать только Король Утер, который владел магическим мечом Эскалибуром. Отразив атаку магов, Утер смог заключить перемирие между людьми и магами, но чего он не ожидал, так это того, что в его собственных рядах зрело предательство, подготавливаемое его братом Вортигерном. Тот устроил мятеж и, заключив сделку с тёмными силами, организовал убийство короля Утера, когда тот пытался сбежать со своей женой и маленьким сыном Артуром. Лодочка с чудом уцелевшим мальчишкой причалила к окрестностям Лондиниума (раннее название современного Лондона), где его подобрали и приютили работницы местного борделя. Прошло двадцать лет, Артур вырос и возмужал, но о своём королевском происхождении он даже не догадывается, и лишь мрачные кошмары мучают его по ночам видениями рогатого демона в огненном плаще со светящейся двухсторонней косой. В замке Камелот всё это время на троне восседает организатор мятежа Вортигерн, который за годы лишь укрепил познания в области чёрной магии. Но на каждое действие есть противодействие, поэтому меч короля Утера, застрявший в массивном булыжнике, показался из воды и по стране стала распространяться легенда, что только истинный король сможет вытащить меч и свергнуть самозванца.
При всём безумии, сюжет фильма предельно прост и не предполагает каких бы то ни было неожиданных поворотов. Это примитивная история мести, которая концентрируется на паре ключевых персонажей, взаимная ненависть которых постепенно крепнет к финальному сражению. И это первое из множества ожидаемых расстройств связанных с фильмом. Здесь нет места побочным сюжетным аркам, которые бы дополняли повествование, а смежные события показаны настолько вскользь, что вызывают скорее недоумение. Помимо общей картины, сценарий заваливается на репликах персонажей - актёры несут либо какую-то пафосную ересь, либо скатываются в примитивные реплики с неудачными попытками пошутить - другого не дано.
Гай Ричи выработал массу фирменных приёмов и он остаётся верен им вне зависимости от рассказываемой истории. С момента прибытия в Лондиниум история взросления Артура показана агрессивным монтажом зарисовок из жизни растущего мальчика в стенах борделя. Под бодрую музыку Дэниэля Пембертона перед нами на световой скорости проносятся сцены, в которых Артур крепнет умом и телом среди проституток, бойцов без правил и каменных стен недружелюбных улиц; он учится быстро бегать, больно бить и залечивать раны если не удаётся убежать от драки. В фильме режиссёр ещё раз прибегнет к аналогичному приёму, когда Артур отправится в Тёмные Земли, чтобы обуздать силу полученного меча. Не скажу, что сам по себе приём плох - наоборот - он смотрится бодро и увлекательно, но с другой стороны он выглядит как трейлерная нарезка лучших моментов, полной версии которых мы никогда не увидим. Особенно хорошо это заметно во втором упомянутом моменте, потому что мелькающие кадры сражений с диковинными созданиями, исследование тёмных пещер и глухих лесов, гигантские птицы и волки со светящимися глазами вполне бы потянули на самостоятельную историю.
Другой приём, часто используемый Гаем Ричи в своих фильмах, это перекрёстный пересказ событий с рваным монтажом, когда результат показывают раньше, чем событие, приведшее к нему. Вот Артур отрезает бороду главарю Викингов и лишь спустя несколько минут пересказанные невпопад события, складываются в голове в общую картину. Опять же, сам по себе - приём эффективный и запоминающийся, он придаёт динамики повествованию, представляя зрителю возможность сложить картину из кусочков мозаики.
Ещё один приём стал возможным благодаря современным технологическим средствам и у Ричи было целых два фильма о Шерлоке Холмсе чтобы потренироваться. Речь идёт о динамических сценах, снятых высокоскоростной камерой, позволяющей то замедлять, то ускорять действие, подбирая смачные ракурсы. Здесь все эти сцены привязаны к орудованию Эскалибуром, после которого Артур оказывается в центре горы трупов, громко пытаясь отдышаться.
Всё остальное повествование сопровождается либо масштабными ракурсами с высоты с резкими наездами камеры, либо статичными ракурсами неудачных мизансцен, либо откровенно раздражающими крупными планами лиц героев, бегущих по улицам, перемежающихся с настолько дёрганной камерой, что различить происходящее не представляется возможным.
Складывается ощущение, что режиссёр сам не определился с тем, какой он хочет видеть свою картину, поэтому смешал в одну кучу все известные ему приёмы, не разбирая их художественной ценности и оправданности применения. Ещё более безумная мысль посещает по окончании просмотра - может это и вовсе не фильм Гая Ричи, а какого-то подражателя, которому позволили делать всё что угодно, чтобы фильм смотрелся как работа британского хулигана.
Фильм может похвастаться неплохим актёрским составом, однако возможные достоинства участия именитых актёров нивелируются ужасно прописанными персонажами. Основная их проблема - они не запоминаются. Ни один участник показанных событий не вызывает никаких чувств просто потому, что авторы не удосужились вызвать хоть какую-то симпатию к ним.
Главного героя Артура сыграл Чарли Ханнэм (“Сыны Анархии”, “Дитя человеческое” ) - уж сколько мифов и легенд существует об этом человеке, но создатели фильма ограничились лишь парой фактов своей альтернативной версии событий. Чарли и рад бы сыграть снедаемого местью бойца, который пытается совладать с мощью волшебного меча, но на деле перед нами этакий рубаха-парень - везде свой в доску и способный накостылять любому, кто обидел воспитавших его проституток. В фильме есть пара сильных сцен, как та, где герой пытается избавится от меча, но этого явно недостаточно, чтобы проникнуться персонажем.
Девушка-маг, которую сыграла Астрид Берже-Фрисби (“Я - начало”, Пираты карибского моря: На странных берегах”) получилась не просто проходным - она вообще никакая. Серьёзно - у неё даже имени нет - её так и называют - просто Маг. Всё что нам о ней известно, это то что её послал Мерлин, чтобы помочь Артуру. Сценаристам крайне плохо удались вообще все женские персонажи - в большинстве своём они лишь довольно быстро умирают. Астрид намеренно лишили какой-бы то ни было женской привлекательности - просторные плотные одеяния, бледная кожа и полное отсутствие любовной линии. Волшебница, регулярно заламывает костлявые пальцы и картинно закидывает голову, обнажая застиланные чёрнотой глаза. Персонаж тонет в общей серой массе.
Надежда на талант Джуда Лоу (“Молодой Папа”, “Шерлок Холмс”) в роли Вортигерна частично оправдалась. Он хотя бы старается изображать драму, принося кровавую жертву для достижения своих тёмных целей, но ему откровенно не хватает харизмы вытянуть слабо-прописанного персонажа. Вортигерн - это однобокий отрицательный персонаж - создатели даже не пытаются привнести толику душевных терзаний или хотя бы альтернативную мотивацию для него, способную вызвать тень симпатии.
Эйдану Гиллену (“Игра престолов”, “Прослушка”, “Quantum Break”) досталась небольшая роль лучника Билла, о котором, опять же, ничего не известно, кроме того что он “опасный человек” и метко стреляет из лука. Тем не менее его фирменную ухмылку хотя бы приятно наблюдать.
Вот за что фильм можно похвалить, так это за саундтрек. Композитор Дэниэль Пембертон выдал на удивление яркий и самобытный музыкальный ряд, в котором ритмичная отбивка сочетается с неожиданным использованием духовых, сопровождаемых тяжёлым человеческим дыханием. В других треках есть и мелодичные скрипичные и классические пафосные напевы. Музыка действительно запоминается, благо что её можно послушать в отрыве от посредственного фильма.
В редкие моменты использования фирменных приёмов режиссёра, упомянутых выше, фильм выдаёт бодрый видеоряд с приятными ракурсами, которые нивелируются общей серостью картинки. Можно винить в этом атмосферу Лондиниума, где яркие краски бледнеют за непрекращающимся дождём и туманом, но всё же хотелось бы чтобы редкие зелёные луга были бы позеленее. Финальная же сцена битвы
Гай Ричи изменил себе - несмотря на наличие и повсеместное использование фирменных приёмов фильм разваливается на несвязные компоненты, которые никак не хотят составлять целостную картину. Для криминальной комедии здесь мало юмора и мало криминала, а для пафосного фэнтэзи здесь не хватает более стройной истории и масштаба. Характеры персонажей хромают на обе ноги и не дают ни малейшей возможности узнать себя получше. По хорошему счёту два часа хронометража следовало посвятить становлению героя и раскрытию характеров его спутников. Но вместо этого получилась серая и посредственная история, с сомнительным будущим.
“Меч короля Артура” нельзя назвать откровенно плохим фильмом, но и хорошим его точно не назовёшь. По его окончании ощущаешь безмерную тоску по потраченному времени, привкус досады вперемешку с разочарованием и безответно звучащий вопрос “Зачем?”, остающийся без ответа. В картине есть светлые моменты - в первую очередь это саундтрек, который развевает тоску бодрым ритмом и завораживающими партиями струнных и духовых инструментов, а во вторых стильная картинка, местами выдающая потрясающей красоты ракурсы. К сожалению, всё это сопровождается унылым сюжетом, в котором плоские односложные диалоги соседствуют с вяло-текущим развитием событий. Актёры пытаются изобразить драму, но из-за скудности повествования их персонажам не веришь и не переживаешь. Как фанатская солянка фирменных приёмов Гая Ричи "Меч короля Артура" ещё может привлечь, но заинтриговать и поразить он не в состоянии, поэтому его можно смело пропускать.
К списку всех рецензий