s3tr0n

s3tr0n 12 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Рецензия на игру "Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure" (2014)


Разработчик: Big Finish Games
Платформа: PC
Дата выхода: май 2014
Время прохождения: 12,5 часов


Из квестов я обычно предпочитал что-то классическое и рисованное. Тем не менее в памяти всегда курсировали сведения о квестах с участием живых актёров. Они назывались Full Motion Video (FMV) играми, а Tesla Effect как раз таки одна из последних игр подобной направленности - её профинансировали на Kickstarter, и к роли Текса Мёрфи вернулся её создатель Крис Джонс. Вот мне и захотелось посмотреть на этот артефакт поближе. Благо, что игра уютно расположилась в 15-часовой категории, которую я сейчас активно осваиваю. Посмотрим, что же на самом деле представляет из себя этот FMV-квест.


Частный детектив Текс Мёрфи приходит в себя в стенах своего офиса и обнаруживает странные метки от иньекций на руке, ссадину на голове и отсутсвие воспоминаний за последние семь лет. Кроме того в переулке за углом кого-то похитили, так что он решает разобраться в происходящем.
Дело о похищении постепенно трансформируется в убийство, а убийство в погоню за таинственными артефактами, созданными самим Николой Теслой. Там где есть артефакты, есть и тайные общества, которые стремяться не только завладеть мистическими технологиями, но и получить власть над миром, перекроив его под себя. Сможет ли Текс во всём разобраться и дожить до финала, зависит только от нас.


Действие игры разворачивается в мире постапокалипсиса в 2050-м году в Новом Лос-Анжелесе. А значит тут соседствуют искрящиеся небоскрёбы, летающие машины, интеллектуальные говорящие помощники, полуразрушенные трущобы, голограммы, борющиеся за свои права, несколько видов мутантов, последние из которых называются мурлоками и многое-многое другое. На самом деле, чем дальше развивается сюжет, тем больше контента вплетается в происходящее, но это не комплимент. Уже в середине прохождения голова начинает пухнуть от обилия вводных данных - футуристический мир, нуар, тайные общества, эксперименты с крио-инжинерией, русские шпионы, толстозадые коллекционеры, группа ролевиков-спасителей, общение с миром мёртвых, древние артефакты с ядерным потенциалом и многое другое. Ты не успеваешь смириться с одними фактами, когда тебе уже подпихивают другие и даже не проверяют, а не захлёбываешься ли ты. В результате, когда дело доходит до финальной сцены, где от скорости кручения ручек импровизированного осцилографа зависит, без малого, судьба всей планеты, хочется пробить себе лоб фейспалмом.


Мало того, что в сюжет слишком много всего напихано, так ещё и шито всё это белыми нитками, которые требуют от игрока наличия знаний о предыдущих играх про Текса Мёрфи. Игра представляет собой продолжение старых квестов про частного детектива (Under a Killing Moon (1994) и Tex Murphy: Overseer (1998)) и игра регулярно напоминает игроку, что было бы неплохо знать их содержание. В частности, например, очень часто упоминается девушка Челси Бандо. Сначала идея с амнезией выглядит на редкость удачной - так можно ввести в курс новых игроков, как я, и это не выглядело бы странно. Но чем дальше в лес, тем толще партизанынамёки на предыдущие события, и в результате мы оказываемся в постоянном обществе странных людей, которые друг друга знают, а игрок здесь совершенно чужой.
Однако бредовость сюжета не была бы столь ярко-выражена, если бы не применяемая технология Full Motion Video. Именно из-за неё происходящее воспринимается как фильм категории Б, сделанный на скорую руку. Главного героя играет геймдизайнер Крис Джонс, который играл детектива в старых играх, а тут якобы триумфально вернулся к своей роли. Но что он, что остальные участники действия, некоторые из которых тоже "вернулись" к своим персонажам, явно и открыто переигрывают. Постоянные сверх-реакции, лишенные нюансов, излишне напускные и демонстративные действия на фоне зелёного экрана и невероятно скучная подача диалогов отбивают всякое желание наблюдать за этим балаганом. Возможно, во времена CD-дисков и низкого качества видео такой подход и работал, но здесь-то все ролики в высоком разрешении и любую фальш видно за километр!


В качестве интерактива игра предлагает сразу несколько развлечений. В видеороликах имеется диалоговая система, к которой тоже очень легко придраться. Во-первых, варианты ответов содержат крайне странное описание, которое очень часто ставит в ступор - что скрывается за очередной мутной фразой остаётся только догадываться. Во-вторых, когда основной диалог заканчивается, появляется возможность допросить персонажа - выглядит это как скучный список упоминавшихся ранее имён, предметом и мест. Якобы мы интересуемся у персонажа, что он знает об этом - при этом сам вопрос "А знаешь ли ты Того-то?" или "Что ты можешь сказать про Это?" даже не озвучивается! Отвечает же персонаж максимально коротко и неинформативно, а сами ролики порезаны так грубо, что стоп-кадр часто зависает на последнем слове - надо ли говорить, что подобный подход лишь ухудшает и так посредственное мнение о происходящем?


В отрыве от диалогов, игра представляет собой симулятор ходьбы с видом от первого лица, где нам нужно перемещаться по бедным на детали локациям, наполненным плоскими коробками, которые обтянуты мутными текстурами, и изредка решать головоломки. Локации получились максимально невыразительными и скучными - а когда заставляют на пустом мутном полу искать микроскопическую карточку доступа к очередной двери, хочется выть от досады. Кроме того, у героя есть инвентарь, в который он может запихнуть любую дичь от тюбика клея до наковальни, а некоторые элементы позволяется объединять между собой, что тоже сложно назвать увлекательным времяпрепровождением.
Зато игрока регулярно заставляют решать разнообразные головоломки, уровень которых разнится от "проще некуда" до "как это вообще работает?". К счастью, почти всё подчинено банальной бытовой логике, а в крайнем случае всегда можно обратиться к встроенной системе подсказок. Автоматическое решение загадок и подсветка интерактивных предметов на локациях вообще вынесена в "лёгкий уровень сложности", так что если хочется просто ознакомиться с сюжетом, можно воспользоваться этой опцией, однако по правде говоря здешний сюжет этого не заслуживает.
Помимо этого, "Tesla Effect" относится к той нелюбимой мной категории квестов, где можно умереть. Как в каком-нибудь "The Vanishing of Ethan Carter" в игре попадаются эпизоды, где требуется аккуратно пройти по жёрдочке, бесшумно обойти опасного дремлющего врага или не попасться на глаза мрачным монахам в капюшонах. В противном случае игроку демонстрируют унылый ролик с наездом на могильную плиту Текса Мёрфи, а потом перекидывают к точке последнего сохранения (благо их тут раскидано по 10 штук на квадратный метр). В подобных вкраплениях остросюжетных элементов в большинстве случаев нет ни смысла, ни логики, а выглядят они лишь попыткой искусственно растянуть прохождение, и поэтому только раздражают.


Управляется всё это добро вполне комфортно через связку клавиатура-мышь. Ходим по локациям по WASD, пара горячих клавиш отвечает за вызов интерфейсов быстрого перемещения и инвентаря, а осматриваемся, выбираем строчки диалогов и решаем головоломки с помощью мыши. Поддержки геймпада нет, да и не надо.


Локации сложно назвать красивыми от слова вообще. Мутные текстуры, пустынные коридоры и примитивнейшая архитектура отсекают любое желание там находиться. Увидеть живое существо в этих декорациях соразмерно празднику, но чаще всего этими существами оказываются опасные мутанты мурлоки, присутствие которых вызывает неуютное чувство дискомфорта - низкополигональные модели и бедная анимация ситуацию не улучшают. В видеороликах с живыми актёрами те же мутные декорации выступают задним планом, что смотрится крайне вычурно и нереалистично.


С другой стороны игра регулярно напоминает, что у нас тут какой-никакой киберпанк, будущее и полноценный нуар, поэтому нет-нет, но включит фоном заунывный саксофонный дебют во время объявления очередной "главы". Весь сюжет, кстати, состоит из 12 глав, обозначенных игровыми "днями" - каждый со своим двойным заголовком ("День четвёртый: Святые и Грешники ИЛИ Необычные подозреваемые", "День седьмой: Говорящий труп ИЛИ Потерянное в переводе", "День девятый: Путешествие в темноту ИЛИ (НЕ)Сладкая Жизнь"), вот только смена глав зачастую случается так резко и неожиданно, что уловить логику происходящего физически невозможно.

Игра оставляет крайне смешанные впечатления. С одной стороны тут нет ни одного элемента, который сделан настолько хорошо, что хотелось бы его ставить в пример. С другой стороны в сумме все эти плохо-сделанные элементы формируют странное ощущение целостности. Я, видимо, просто чужой на этом празднике жизни, и для меня Tesla Effect останется невыдающимся FVM-квестом, хотя наверняка найдутся фанаты оригинальных игр про Текса Мёрфи, которые от происходящего будут в восторге до поросячьего визга.

"Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure" это артефакт из прошлого, который будет интересен лишь игрокам, которые осилили все предыдущие части о нуарном частном детективе и жаждут продолжения. Современная игровая индустрия в плане рассказа эмоциональных историй уже перескочила порог условного восприятия и технология FVM совершенно неактуальна. Впрочем, как пример чего-то необычного, Tesla Effect вполне жизнеспособна.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Мини-сериал про белую девочку из чёрной семьи и расследование дела о Чёрном Георгине
Ирландская сказка про волкоходов
Боевик про спасение мальчика из осаждённого города
Два сезона сериала про наёмного убийцу, ставшего актёром
Кооперативный симулятор кухни
Мультфильм про судьбоносный день джазового музыканта
Новогодняя комедия про орущих друг на друга друзей
Слэшер про ведьмочку в костюме из волос
Мини-сериал про студента и его адвоката
Роман про заключённого в ожидании дня казни
Культовый фильм про Чувака и боулинг
Лирическая европейская комедия про учителей и алкогольный эксперимент
Байопик про шахматный матч Бобби Фишера и Бориса Спасского
Стэлс-экшен про лысого убийцу со штрихкодом на затылке

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес