s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Олдбой" (Oldeuboi) 2003


Этот корейский фильм уже давно висел у меня в списке на просмотр, но я всё как-то не мог за него взяться. И тут звёзды сошлись в верной композиции и я подобрал настроение для его просмотра. Что же из себя представляет фильм 17 летней давности?


Мужчина средних лет сидит в наручниках в состоянии алкогольного опьянения. Его друг приходит, чтобы выручить его, и оправдывает как может. Вызволив приятеля, друг отходит позвонить в телефонную будку, а спасённый мужчина пропадает прямо посреди пустынной улицы. Он приходит в себя в обветшалом номере отеля с кроватью, столом, телевизором железной дверью с лотком для выдачи жаренных пельменей.

Мужчину зовут О Дэ-су и он понятия не имеет, кто и за что его поместил в эту импровизированную тюрьму. Ему ничего не говорят, игнорируют все вопросы, а для уборки и стрижки предварительно наполняют комнату усыпляющим газом.

О Де-су существует (жизнью это сложно назвать) в заточении в течение 15 лет. Он смотрит телевизор, который становится сосредоточением его мира, он исписывает своими мыслями одну тетрадь за другой, он бьёт стену пока его костяшки не покрываются кровавой коркой, а потом мозолями, он кричит, он узнаёт из новостей, что его обвиняют в убийстве жены, а его дочку удочерила пара из Швеции.
Но вот О Де-су выпускают - так же неожиданно, как и похитили, но теперь это совершенно другой человек, мечтающий докопаться до правды - кто и зачем держал его взаперти 15 лет.


Сюжет фильма не просто шокирует, он держит в напряжении и не отпускает до самого финала, постоянно привнося в формулу новые переменные до тех пор, пока история не выйдет из тумана двухчасового хронометража во всём своём великолепии. Это крайне занимательное исследование человеческой души и анализ последствий собственных поступков. Ключевым моментом становится именно реакция мира на незначительный вброс определённой информации. Вспоминаются теории об эффекте бабочки, когда взмах крыла способен вызвать цунами на другом конце континента. Так и здесь - главный герой обронил пару фраз в повседневном разговоре, которые превратили жизнь другого человека в трагедию. Не удивительно, что этот человек захотел поделиться с главным героем своей болью.
В подобных фильмах всегда интересен момент, а насколько было оправдано идти на подобные сложности, и авторы фильма однозначно на него отвечают - только оказавшись в аналогичной ситуации, человек способен понять другого человека. Каждый человек видит мир собственными глазами и при любом уровне эмпатии не в состоянии встать на место другого. Но авторы фильма путём замысловатой схемы умудряются это сделать, а способ реализации одновременно выглядит пугающим и впечатляющим.


Режиссёр Пак Чхан-ук подаёт эту историю в каком-то особом, ему ведомом стиле, в котором обрывочный монтаж сочетается с долгими кадрами, а неожиданная сцена из жизни школьника оказывается флэшбеком, разъясняющим подоплёку. Добавьте сюда изобретательные и необычные ракурсы, сравнимые с кадрами из среднестатистической документалки, и получите примерное представление о визуальной подаче фильма. Режиссёр словно рассматривает своего героя под микроскопом, регулярно тыкая в него то палочкой, то ножиком, чтобы посмотреть на реакцию - а реакция эта оказывается всегда непредсказуемой. Режиссёр не просит симпатии к герою, но вместо этого он предлагает зрителю уникальный опыт наряду с антагонистом стать школьником, изучающим главного героя в импровизированной лабораторной работе, вместо чтения очередной главы скучного учебника. Прямо на глазах зрителя главный герой обнажается в прямом и переносном смысле - чем ближе к финалу, тем сильнее накал эмоций, а на подобное не каждое кино способно.

Фильм обладает крайне эстетическим уровнем жестокости, который не только полностью оправдан, но даже более того служит средством выражения мыслей. В завораживающей сцене сражения О Де-су против десятка бугаёв, герой дерётся, несмотря на всаженный нож и одного взгляда достаточно, чтобы понять жажда мести буквально питает его организм.
Или сцена с поеданием живого осьминога - она здесь не для шок-контента. Де-су в течение 15-лет не видел ни одного живого человека - для него контакт с живым человеком это как атомный взрыв по всем чувствам разом. Когда он в ресторане просит съесть что-то живое, становится понятно он хочет съесть не столько еду, сколько ощущение жизни, ибо последние 15 лет он был буквально похоронен заживо.


О Дэ-су в исполнении Чхве Мин-сика в начале, середине и конце фильма - это практически три разных человека, и наблюдение за этой трансформацией - едва ли не лучшее, что есть в фильме. При первой встрече с персонажем - это разбитый человек без стержня, который напился до чёртиков и пропустил день рождения дочери, а теперь сидит в полицейском участке с невероятно глупыми ангельскими крылышками, которые купил для дочки в качестве подарка. Он не плохой человек, но алкоголь превратил его в бесполезное его подобие. Годы в заточении изменили его - он превратился в натянутую до предела струну, что резонирует от каждого взгляда в его сторону. Он сосредоточен на мести, но при этом невероятно отзывчив к простой человеческой доброте. Финал же переворачивает сознание с ног на голову - искренне становится не по себе от неожиданной простоты плана, изящности реализации и пугающего осознания произошедшего.


Ю Джи-тхэ в роли Ли Ву-Джин выглядит немного моложе, чем подразумевается по сюжету, хотя тут можно сделать скидку на две вещи. Во-первых, сказывается азиатский стиль жизни, а во-вторых, у человека другой расы и менталитета в принципе сложно определить возраст. Кто знает - может это и нормально?


"Олдбой" мягко говоря шокирует. Начинающийся как непонятное нечто он постепенно превращается в многогранную сагу о мести и стремлении, о отчаянии и страдании, о ненависти и прощении. Самое интересное, что фильм отвечает на все вопросы, которые сам же задаёт, но и зрителя оставляет со сложным лицом, задумавшимся о вечном. Так что даже прошедшие 17 лет не помеха.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Экшен-платформер про героического ломбакса
Британский детективный мини-сериал про алфавитного убийцу
Трагикомедия про поиск пары в утопичном мире
Игра про Киану Ривза в твоей голове
Второй сезон сериал про семейку супергероев
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями и её экранизация
Четвёртая часть игры про спасение мира и уничтожение древних богов
Роман про аутичного гроссмейстера
Сериал про женщин-убийц
Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша
Результаты Geo-челленджа
Итоги 2020 года
Аниме про свинью-пилота
Второй сезон сериала про супергероев с комплексами
Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, oldeuboi, review, Олдбой, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal