s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на игру "Cyberpunk 2077" (2020)


Разработчик: CD Project RED
Платформа: PS5
Дата выхода: декабрь 2020
Время прохождения: 80 часов


Для меня Cyberpunk 2077 была одной из самых ожидаемых игр 2020 года. Шутка ли - новая игра от создателей "Ведьмака". Её анонсировали в 2012 году, а потом она надолго пропала с экранов радаров. Полноценная информация стала появляться только в 2018 году, а в декабре 2020, после нескольких переносов, всё же оказалась на прилавках магазинов. Однако, недолго музыка играла, и, собрав внушительную кассу на релизе, вся студия CDPR с головой окунулась в омут скандалов. Основная проблема - версия игры для базовых консолей прошлого поколения (XBox One и PS4) - с ней проблем больше всего. ПК версия, говорят, самая вылизанная, но я даже покупать её не собирался для своего компа 6-летней давности. Вместо этого я разжился скромным лимитированным изданием со стилбуком для PS4, чтобы спокойно в неё играть на PlayStation 5. Посмотрим, что же из себя игра представляет через месяц после релиза.


На дворе 2077 и в центре внимания - город под названием Найт Сити. Наёмник по имени Ви (V) вместе со своим напарником Джеки после череды мелких разборок с Мусорщиками (бандой, разбирающих людей на запчасти) подписывается на крупное дело. Ему предстоит проникнуть в отель, где засел сын главы "Арасаки" - крупнейшей корпорации в городе - и похитить таинственный секретный чип. Конечно же похищение идёт не по плану, и выкраденный контейнер с чипом оказывается повреждён. Чтобы спасти чип, Ви вынужден вставить его себе в разъём, не представляя чем это обернётся.
Оказывается на чипе была энграмма (цифровая личность) рокера-анархиста Джонни Сильверхенда, умершего 50 лет назад. У Ви осталось не так много времени, чтобы попытаться спасти себя.


Сюжет игры одновременно её главное достоинство и недостаток. Разработчики проанализировали свою предыдущую игру и выяснили, что больше половины владельцев "Ведьмака 3" даже основную сюжетку до конца не прошли. Отчасти это из-за того, что она получилась очень большая по продолжительности. Поэтому в своей новой игре они попытались исправить этот "недостаток". Они сделали игру значительно короче. Ключевая сюжетная миссия, если не отвлекаться на побочные задания, проходится в среднем часов за 20. Ещё столько же можно набрать дополнительными миссиями, а ещё два-три раза по столько же можно получить, если выполнять все "заказы" и "события в открытом мире", но об этом позже.
Игра стартует с выбора персонажа - имя его неизменно, но можно выбрать пол и внешность, а так же его "предысторию". Правда уровня Dragon Age: Origins тут нет и в помине. На выбор есть три варианта - Корпорат, Кочевник, Дитя улиц. Все три варианта стартуют в разных местах, но меньше чем за час игрового времени судьба столкнёт вас с парнем по имени Джеки Дельгадо, который и будет вашим проводником в прологе. Разная предыстория даёт дополнительные реплики в некоторых диалогах, да полтора персональных квеста. В остальном, выбранная предыстория совершенно не важна.
Сам сюжет игры прописан качественно и любопытно - тут и самокопания, и масса побочных персонажей, и целая прорва больших и маленьких историй со своей мотивацией, развязкой и моралью, вот только чтобы узнать больше, нужно браться за дополнительные миссии.
Главное же достоинства сюжета - это тот самый рокер-анархист Джонни Сильверхенд, застрявший в голове у Ви. Его сыграл актёр Киану Ривс и это, очевидно, единственная веская причина чтобы сделать игру с видом от первого лица. Разработчики просто хотели сделать так, чтобы игрок большую часть времени смотрел на оцифрованного Киянку и в 99% случаев это оправдывается. Он регулярно возникает на экране и комментирует происходящее - радует, что он появляется не только в сюжетных миссиях, но и в большинстве побочных активностей. Более того, после прохождения приходит понимание, что Джонни Сильверхенд - это и есть главный герой игры. Игра рассказывает именно его историю, и выбор, перед которым оставляют игрока в конце, однозначно указывает, кто здесь главный. Вообще-то авторы хотели сделать ещё одного неявного главного героя, но не сложилось. Вторым главным героем должен был стать сам город Найт Сити. О нём тут говорит каждый второй встречный. Город влияет на людей, меняет их, настраивает на депрессивно-меланхоличный лад, убивает индивидуальность и поглощает посредственность. Вот только проблема в том, что город живёт лишь в диалогах героев, но не сам по себе. Разработчики просто недооценили собственных амбиций и не смогли создать полноценный живой город.


Найт-Сити с окрестностями получился достаточно большим, но находиться в нём крайне скучно. Многие улицы пусты, а другие наполненны неразговорчивыми NPC. Жизнь кипит только в ключевых для сюжета точках, где можно ходить и оглядываться по сторонам, натыкаясь на мелкие сценки. Вот только проблема в том, что все они единичные и специально срежиссированы разработчиками. В игре нет никакой симуляции живого города в принципе, а от этого полноценно проникнуться городом не получается. Единственное, что остаётся - это выполнять побочные задания. Почти всегда они оказываются связанны с персонажами из основной кампании или с дополнительными героями, которых можно встретить по ходу приключения. Тут можно наткнуться как на относительно скучную поездку из пункта А в пункт Б, так и многоступенчатое детективное расследование про маньяка. А ведь ещё есть расследование шпионажа с раскрытием схемы промывки мозгов и классическое нуарное расследование со слежкой за неверной женой (нуарные комменты Киянки прилагаются). К сожалению среди побочных активностей редко попадаются действительно увлекательные задания. В большинстве случаев миссия так и остаётся единичным случаем взаимодействия и кончается ничем. Очень много сюжетных арок уходят в пустоту, а это расстраивает до невозможности. Например, в игре есть многоэтапное задание - обезвредить 17 киберпсихопатов - так вот оно заканчивается банальным "Ну спасибо, иди дальше!".
Город поделён на районы и в каждом районе есть своя доска объявлений свой фиксер, раздающий задания. При приближении к точке интереса фиксер звонит Ви и даёт вводную. В большинстве случаев нужно либо всех убить на локации, либо взломать компьютер, либо вывести человека с территории, либо всё сразу. То есть - по большей части - это обидные вариации на тему "Подай-принеси" с минимумом предыстории. Вводная забывается, цель становится лишь точкой на карте, а эмоции от банального гринда стремятся к нулю - не такого ждёшь от создателей "Ведьмака". Больше всего раздражают "задания" на покупку транспорта. Мол, продаётся машина\мотоцикл. Иди, купи! Ничего себе, задание?!
Про "задания в открытом мире" даже и говорить не хочется. Там даже предыстории нет - вот тут банды дерутся, там что-то ценное охраняют, тут важная шишка портит полиции жизнь. Приходишь, всех нейтрализуешь, уходишь - даже спасибо не скажут. Просто пара очков опыта и гора лута, который годится разве что на продажу или для разбора на компоненты

Вот и получается, что город большой, занятий много, а делать-то кроме сюжета и нечего. Стоит также отметить, что сюжет подаётся с временными задержками - довольно часто игрока просят подождать. Вот как раз во время этих "подождать" и имеет смысл выполнять побочные задания. Если же выполнять их целенаправленно, то по возвращении к сюжету придётся часто пользоваться функцией перемотки времени. Помнится в Ведьмаке я крайне с увлечением ходил по округе в поисках заданий в перерывах между сюжетом. Здесь же такого желания совершенно не возникает.


По игровому процессу авторы не стали изобретать велосипед, а совместили механики Deus Ex с элементами GTA и квестами от Quantic Dream. От GTA тут, очевидно, большой город и езда на машинах. Много диалогов с персонажами происходит во время поездок, правда на всю поездку их не хватает, но тут спасает функция "пропустить поездку" - всё лучше, чем сидеть и молча смотреть, как тебя везут по улицам печального города будущего. У игр Quantic Dream авторы подсмотрели развитие сюжета и иллюзию выбора. Проблема всей игры поляков в том, что почти все выборы фраз, которые нам предлагают, практически ни на что не влияют. Есть только несколько "важных" диалогов, где нужно выбирать "правильные" ответы, но в остальном можно выбирать что угодно - в конце всё равно будет только три пути (плюс один кардинально-суицидный, и плюс один секретно-безумный). Ну а Deus Ex (а точнее его перезапущенная дилогия Human Revolution и Mankind Divided) подарил ключевую механику взаимодействия. Только если Deus Ex предлагал большие, но закрытые локации, где одно задание можно было выполнить разными путями, то Cyberpunk 2077 выпускает игрока в ещё большие локации в открытом мире. В зависимости от прокачки навыков можно вооружится пушками и перестрелять всех, кто шевелится, можно грубо или аккуратно вломиться и бесшумно всех придушить, можно всех "взломать" и оглушить. Я прокачивал навыки взлома и огнестрельным оружием пользовался только по сюжетным праздникам. Игнорировать этот пласт возможностей в игре про киберимпланты - преступление против жанра, как по мне.

В некоторых квестах задействована особая механика брэйнданса - там дают поковыряться в записанных воспоминаниях, где можно мотать время в любом направлении и оглядываться по сторонам. Механика слегка напоминает аналогичную из игры Remember Me - там тоже строго по сюжету можно было ковыряться в воспоминаниях персонажей, но выглядит чуть более стильно. Учитывается поле видимости и слои восприятия - где-то надо смотреть глазами, а где-то слушать ушами. Проблема только в том, что всё взаимодействие с брейндансом сводится к унылому поиску точек интереса на обозначенном участке записи - шанс что-то найти возникает лишь в случае бага или лени.

Ролевая система тоже на первый взгляд выглядит громоздкой. За выполнение заданий герой получает опыт и репутацию. За каждый уровень игроку дают очко прокачки, которое можно потратить на одну из пяти веток. Плюс - внутри каждой ветки есть несколько деревьев навыков, дающих дополнительные возможности, особенности и умения. Навыки прокачиваются по мере использования - то есть тут нет смысла прокачивать рукопашный бой если вы избавляетесь от всех врагов, насылая вирусы в локальную сеть врагов.

Большой город подразумевает частые разъезды, но только ездить по городу совершенно неудобно - транспортные средства управляются одинаково плохо и от любого резкого движения заваливаются в затяжной дрифт. Единственным адекватным транспортным средством становится мотоцикл - у него и манёвренность повыше, и между машинами в здешних смехотворных пробках можно проскочить, и управляется он гораздо легче. Проблема только в том, что там, где просят приехать на своём транспорте ожидают игрока с машиной, а не мотоциклом.

А вот с чем авторы откровенно перемудрили, так это с интерфейсом - в тот же инвентарь залезать физически больно. Он представляет из себя невразумительное нагромождение окошек с предметами без толковой сортировки, в которое и залезать-то страшно. Я уверен, через полгода-год, разработчики создадут что-то более легковесное и удобное, но пока что это страшный сон хаосита без шанса на спасение. Я как-то раз минут пять искал приобретённую у торговца вещь, и радость от покупки - последнее, что можно испытать, переключаясь между окнами интерфейса.

Я играл в версию для PS4 на PS5, поэтому оценить всю прелесть революционной фотореалистичной графики с рейтрейсингом у меня не получилось. Но даже без этого можно насладиться наполненным массой деталей огромным городом. В нём полно уголков, которые интересно изучать, писем, в которых интересно копаться, персонажей, которых интересно послушать. Можно наслаждаться разной архитектурой районов, можно залипать на местное телевидение, можно разглядывать текстиль одежды на персонажах, пользуясь встроенным в импланты увеличением. Когда-нибудь разработчики обновят игру для PS5, добавят рейтрейсинг и текстуры более высокого разрешения, и игра станет краше.


А вот со звуковой составляющей в игре настоящая беда. Во-первых, музыка тут сплошняком дикая электроника, смиксованная с десятком жанров, которые тут формируют радиостанции. Я просто не смог их слушать, так что после часа игры решил ездить без радио вообще. Во-вторых, игре не повезло с российской локализацией. Она вышла с каким-то запредельным количеством мата - причём мат тут присутствует даже там, где его в оригинале не было! Я не против мата в принципе, если он используется по делу, но здесь это что-то за гранью добра и зла - видимо локализаторы решили, что игра про быдло-город, поэтому мат тут используется как связки для словообразований. Hемного помучившись, я переключился на английскую аудиодорожку, чтобы пощадить свои уши. Кроме того, актёры локализации просто не в состоянии передать тот мультинациональный город, который создали разработчики, а уж оригинальный голос Киану Ривса так и вовсе никем не заменишь!

Ну и о наболевшем. Игра очень и очень сырая! Она стабильно вылетает каждые час-полтора (спасибо быстрому SSD на PS5 за то, что игра загружается обратно меньше чем за минуту), квесты часто ломаются (персонажи не звонят или не двигаются в нужную сторону), а банальных и обидных багов собирается вагон и маленькая тележка (летающий транспорт, парящие фонари, застрявшие в текстурах NPC и трупы, сбои анимации и прочее, прочее, прочее). Тем не менее игра затягивает и узнать, чем закончится дело очень хочется, поэтому и я решил пройти её как можно скорее.

Cyberpunk 2077 не идеальна, но она достойна того, чтобы её немножко подождать. Через полгода-год, когда разработчики допилят её до адекватного состояния, в неё будет комфортно играть, не опасаясь регулярных вылетов, досадных багов и неработающих квестов, механик, способностей. Но вот что не изменится даже через год - это всё ещё будет линейная игра, которая притворяется большой РПГ в открытом мире. "Cyberpunk 2077" это ни разу не "Ведьмак", и никогда им не станет. Авторы хотели замахнуться на огромный город масштабов GTA, но они не умеют делать полноценную симуляцию жизни - всё в игре работает на скриптах и расчитано на единичное прохождение. Всегда есть шанс, что вы увидите что-то новое из того, что срежиссировали разработчики, но основная канва всё равно останется без изменений. Хитрость в том, что это не полноценная РПГ, которую ожидаешь от авторов "Ведьмака". Это больше похоже на игру Telltale или Quantic Dreams, когда тебя за ручку ведут по конкретному сюжету, и всё что ты выбираешь по ходу игры на самом деле очень слабо влияет на финал. Это даже больше Immersive Sim в открытом мире, типа DeusEx, Dishonored или Prey, но больше и масштабнее. А хорошо это или плохо - пусть каждый решает для себя сам.


Cyberpunk 2077 это хорошая игра, хоть и с ворохом нюансов. У неё полно светлых моментов. Всё взаимодействие с Киану Ривсом вызывает исключительно положительные эмоции. Некоторые квесты сделаны и поставлены невероятно круто, эффектно и атмосферно. В игре много юмора и атмосферы унылого будущего, но все впечатления от игры всё равно разбиваются о волнорез завышенных ожиданий - не такую игру ждёшь от авторов "Ведьмака". Если же забыть о предыдущем опыте - игра точно может подарить несколько увлекательных вечеров, несмотря на недостатки.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Второй сезон сериал про семейку супергероев
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями и её экранизация
Четвёртая часть игры про спасение мира и уничтожение древних богов
Роман про аутичного гроссмейстера
Сериал про женщин-убийц
Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша
Результаты Geo-челленджа
Итоги 2020 года
Аниме про свинью-пилота
Второй сезон сериала про супергероев с комплексами
Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада
Триквел бади-экшена про копов из Майами
Пошаговая стратегия про бульдозер с людьми в пост-апокалиптической пустыне
Сериал про элитного воина и маленького зелёного гоблина в далёкой галактике

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Tags: cyberpunk 2077, games, review, игры, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пятничный Cuphead

    Затяжные майские праздники закончились и снова начились трудовые будни. Погода на праздниках расстраивала от слова совсем, и лишь в последние пару…

  • Пятничный Cuphead

    Пятая пятница апреля удивляет крайне переменчивой погодой. Утром идёт снег, а через пару часов светит яркое солнце. Температура редко поднимается…

  • Рецензия на фильм "Воспитание Аризоны" (Raising Arizona) 1987

    После просмотра " Большого Лебовски" я решил устроить себе небольшой марафон по творчеству братьев Коэнов. Начал я с фильма, который во времена…

  • Рецензия на игру "Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure" (2014)

    Разработчик: Big Finish Games Платформа: PC Дата выхода: май 2014 Время прохождения: 12,5 часов Из квестов я обычно предпочитал что-то…

  • Пятничный Cuphead

    На дворе четвёртая пятница апреля и погода неожиданно радует относительно комфортными температурами для прогулок. Однако яркое солнце в Питере…

  • Рецензия на мини-сериал "Имя мне Ночь" (I Am the Night) 2019

    Именно с этим сериалом я перепутал " Однажды ночью", когда в ночной тиши выбирал следующий сериал для ознакомления. Теперь настала пора восполнить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Recent Posts from This Journal

  • Пятничный Cuphead

    Затяжные майские праздники закончились и снова начились трудовые будни. Погода на праздниках расстраивала от слова совсем, и лишь в последние пару…

  • Пятничный Cuphead

    Пятая пятница апреля удивляет крайне переменчивой погодой. Утром идёт снег, а через пару часов светит яркое солнце. Температура редко поднимается…

  • Рецензия на фильм "Воспитание Аризоны" (Raising Arizona) 1987

    После просмотра " Большого Лебовски" я решил устроить себе небольшой марафон по творчеству братьев Коэнов. Начал я с фильма, который во времена…

  • Рецензия на игру "Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure" (2014)

    Разработчик: Big Finish Games Платформа: PC Дата выхода: май 2014 Время прохождения: 12,5 часов Из квестов я обычно предпочитал что-то…

  • Пятничный Cuphead

    На дворе четвёртая пятница апреля и погода неожиданно радует относительно комфортными температурами для прогулок. Однако яркое солнце в Питере…

  • Рецензия на мини-сериал "Имя мне Ночь" (I Am the Night) 2019

    Именно с этим сериалом я перепутал " Однажды ночью", когда в ночной тиши выбирал следующий сериал для ознакомления. Теперь настала пора восполнить…