Давно я про прочитанные книги не писал. Дело в том, что я застрял на массивном произведении Фрэнка Герберта про пустынную планету. В декабре должен был выйти новый фильм Дэни Вильнёва с одноименным названием, поэтому я взялся за ознакомление с книжным первоисточником, но знакомство затянулось. Теперь уже книга прочитана, а фильм отложен на следующий год - выйдет он одновременно в кинотеатрах и стриминговом сервисе HBO Max, если что. Но вернёмся к книге.
В отдалённом будущем человечеством управляет Император Шаддам IV, а отдельные планеты находятся под управлением влиятельных семей, называемых Великими Домами. Среди прочих планет выделяется планета Арракис, где добывают уникальное вещество меландж (пряность, спайс), позволяющее управлять космическими кораблями в свёрнутом пространстве. Император Шаддам IV передаёт управление Арракисом от Дома Харконненов Дому Атрейдесов. Семья Атрейдесов - Герцог Лето, его любовница Джессика и их сын Пауль - вместе со своей свитой покидают родной мир Каладан и отправляются на негостеприимную и засушливую планету, заполненную песками, меланджем и пустынными червями.
Однако вскоре выясняется, что Дом Харконненов хочет вернуть себе контроль над планетой, да и сам Император не против стереть Дом Атредесов с лица земли. Харконнены проворачивают военный переворот, убивают Герцога Лето и захватывают власть. Пауль Атрейдес с матерью Джессикой чудом сбегает и прячется в пустыне, где знакомится с коренным народом планеты - фрименами, что становится судьбоносным событием и в жизни Пауля, и всей планеты.
Сюжет книги вызывает смешанные впечатления. С одной стороны здесь плавное повествование и крайне увлекательное развитие событий. Обилие персонажей и подробное описание мира формирует интересную картинку в голове и временами искренне переживаешь за судьбу героев. Но с другой стороны повествование очень часто буксует и зацикливается на циркуляции однообразных идей - влияние и важность воды в условиях вечной пустыни, пророчества и их влияние на человеческий разум, размышления о будущем и попытках его контролировать.
Тем не менее в книге есть масса отличных сцен и концепций, которые читаются на одном дыхании. В книге присутствуют целых три сцены дуэльных поединков, которые имеют общую цель сформировать у читателя напряжение финальной битвы. Для этого в начале книге есть тренировочная дуэль Пауля, в середине - сражение Фейда-Рауты Харконнена на арене, а финале эти двое сталкиваются. То есть повествование плавно подводит нас к этому сражению, которое описывается с разных сторон настолько детально, что читатель может почувствовать царящее в воздухе напряжение. А предыдущие две дуэли становятся "демонстрацией силы" каждого из оппонентов.
Другой интересный момент, за которым интересно следить - это механика развития религии. Фактически, чтобы заложить убедительную религию, достаточно продолжительное время распространять среди населения определённую картину грядущих событий. Со временем история становится легендой, легенда верованием, а верование при определённых обстоятельствах становится религией.
Другим интересным моментом становится осознание героями важных аспектов нового окружения. Планета Арракис представляет из себя громадную пустыню, а значит в ней на протяжении многих лет формировался определённый уклад жизни, завязанный на оберегании воды. Именно этому аспекту и посвящено очень много страниц - описание быта, механизмов, ритуалов, связанных с удерживанием, обереганием, накоплением воды - всё это оказалось потрясающе проработанным, что не может не вызвать восхищения.
А вот что не понравилось, так это излишняя арабская ориентация. Фонетика, диалект, понятия - всё со стойким привкусом арабских заимствований. Сама книга родилась из научной работы о песчаных дюнах, так что ближневосточные элементы стали своего рода якорем автора для привязки к типу местности. Для автора-то это может было и логичным и умным ходом, но мне всё равно оказалось непонятным, как на далёкой от Земли планеты настолько распространены арабские понятия!
Ещё один странный момент, который очень слабо затронут в книге, хотя, судя по всему является важным для вселенной "Дюны" - это использование робототехники. В первой книге этот момент почти полностью игнорируется. Личность и особенности ментатов (людей-компьютеров) практически не раскрываются, а детали некоего восстания машин можно почерпнуть, очевидно, из дальнейших книг серии, что немного разочаровывает.
Другой момент, который слегка расстроил, заключается в том, что фактически это история становления избранного. Главный герой по ходу повествования получает уникальные способности и возглавляет целый народ, предрекая распространение своего влияния за пределы планеты Арракис. Вся эволюция Пауля сводится к стечению обстоятельств и формальной генетической выборке - ему, по сути, не оставили выбора. Его сделали таким - поколениями следили за родами великих домов, чтобы свести все генетические линии к одному знаменателю - уникальному человеку, который объединит народ и возглавит его. После такого дальнейший интерес к серии у меня ослаб. У меня не возникло желания тут же начать следующую книгу из цикла, а это тревожный звоночек. Может быть, когда-нибудь, я и решусь на это, но точно не в ближайшее время.
Отдельно стоит отметить перевод. Я читал книгу в переводе Вязникова и у меня не возникло никакого литературного диссонанса. Перевод более чем достойный и адекватный. А входящее в книгу "слово переводчика" без смеха читать невозможно. Там переводчик на несколько десятков страниц расписался в рассуждениях о некачественном переводе, который существовал до него. Многие перлы невозможно читать без слёз. Оригинала я не видел, но к качеству перевода у меня претензий не возникло.
"Дюна" это первая книга Фрэнка Герберта и считается классикой фантастики. В ней изображен крайне любопытный мир, в который хочется погрузиться, но некоторые его аспекты всё же вызывают отторжение. Подобное противоречие оставляет смешанное впечатление - вроде и хочется продолжить изучение созданного автором мира, но не слишком.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Сериал про элитного воина и маленького зелёного гоблина в далёкой галактике
Третья часть трилогии про семью Корлеоне
Слэшер про киберниндзя с высокочастотной катаной
Вторая часть трилогии про семью Корлеоне
Первая часть трилогии про семью Корлеоне
Платформер про рыжего бандикута
Экшен про однорукого синоби
Ромком про "день сурка" на свадебном курорте
Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе
Пятая часть приключенческого квеста про американца и француженку
Седьмой сезон комедийного процедурала про бруклинских копов
Драмеди про дауна и краболова на плоту
Аниме про принца заражённой рукой и девочку, выращенную волками
Игра про игру престолов по мотивам "Игры Престолов"
Культовое аниме про разборки магов, проклятия и футуристическую избушку на ножках
Второй сезон анимационного сериала про принцессу-алкоголичку
Бади-экшен про копов-орков и волшебную палочку
Комедийный интерактивный сериал про поиски сокровищ на планете Пандора
Разговорная итальянская драма про исполнение желаний
Драма про освистанного героя
Трагикомедия про обслуживающий персонал
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.