s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Крестный отец 2" (The Godfather: Part II) 1974


Не останавливаясь на первой части, я продолжил своё небольшой марафон по "Крёстному отцу" следующим фильмом. В своё время Фрэнсису Форду Копполе понадобилось два года чтобы выпустить продолжение. Сейчас же их можно посмотреть сразу хоть подряд. Стоит ли просмотра фильм 46-летней давности, заработавший целых шесть Оскаров?


В конце XIX века на свет появляется маленький Вито Андолини, однако к 9-летнему возрасту всю его семью убивает мафиозная семья Дона Чичо. Вито тайком умудряются переправить в Америку, где пограничник по ошибке даёт ему имя Вито Корлеоне. Повзрослев, Вито Корлеоне ввязывается в криминал, а со временем организовывает собственную мафиозную семью.


В конце 50-х годов XX века младший сын Вито Корлеоне Майкл взял в свои руки бразды правления мафиозной семьёй, но постоянно натыкается на внешние и внутренние проблемы. Бизнес разваливается, конкуренты окружают, на близких то и дело совершаются покушения, а в собственной семье завёлся предатель.


Сюжет развивает идею погружения человека в безжалостный мир мрачного одиночества, в котором сама душа тонет в отчаянии и безнадёге. Того Майкла Корлеоне, что мы видели в первой части больше нет. Самый перспективный и харизматичный сын Дона Вито, который окончил в колледж, а потом подался в солдаты, превратился в жестокого человека, одержимого властью. И фильм как раз таки посвящен процессу этого превращения.

Действие разворачивается одновременно в двух временных эпохах и нам показывают первые шаги Майкла на новой должности "Крёстного отца", перемежая их с предысторией его отца - Вито Корлеоне. То есть получается, что сиквел фильма одновременно является и приквелом. Из плюсов такого подхода можно отметить крайне любопытный контраст, позволяющий определить разницу подходов Вито Корлеоне и его отца. Несмотря на то, что оба персонажа находятся на одной позиции, они ведут проповедуют совершенно разный подход к возникающим проблемам. В частности, Вито показан как человек соболезнующий и участливый, который пытается войти в положение людей и внутренней теплотой выстроить крепкие отношения. Майкл же наоборот, старательно избегает людей, не подпускает их близко и активно параноит по поводу и без повода.

У подхода с двумя сюжетными линиями есть только один недостаток - он на корню разбивает целостность повествования. Только ты настроился на одну историю, тебя переключают на другую. Две сюжетные линии обладают разным настроением. Если линия Майкла выделяется атмосферой паранойи и падения человеческой души в бездну отчаяния, то линия Вито наполнена ностальгией и теплотой. В своё время Копполе предлагали отказаться от линии Дона Вито и оставить только Майкла, однако режиссёр решил оставить обе. Кто знает, какая бы у фильма была судьба, последуй он совету, однако в целостности фильм точно бы выиграл.

Где-то в глубине души, фильм рассказывает историю простого иммигранта, сбежавшего в Америку, спасаясь от смерти, нежели в поисках лучшей жизни. Здесь - на земле возможностей - тяжким трудом иммигрант становится влиятельным и в своём роде успешным. Если бы не криминальная составляющая, такая концепция могла бы стать идеальной ролевой моделью преодоления жизненных трудностей и пути к успеху.
Вообще весь фильм очень хорошо играет на двойственности и контрасте. Вито Корлеоне, перебравшись в Америку, начинает вести двойную жизнь - в одной он любящий отец и муж, а в другой - уверенный и решительный бандит, не чурающийся грязной кровавой работы. Майкл же этой двойственности практически лишен - он отстраняется от семьи и полностью сосредотачивается на криминальном бизнесе. Эта разница в подходах становится критической, когда речь заходит о симпатии. Вито Корлеоне можно сочувствовать и он этого достоин, тогда как Майкл оказывается пропащей душой без шанса на спасение.


При всех своих достоинствах, две параллельные сюжетные линии обнажают небольшие проблемы - в частности, тут вместо одной большой и сложной истории, образуется две простые, но переплетённые между собой. Подход обнажает простоту мотивации и комплексности персонажей - каждый из задействованных участников драмы не в состоянии похвастаться многогранностью характера и причинной подоплёкой своих действий. Словно выпуклых героев первого фильма сфотографировали и вставили их картонные плоские копии. Взять того-же Вито - вся его история, по большому счёту сводится к истории мести, и когда Дон Чичо в начале кричит, чтобы этого мальчишку обязательно нашли и прибили, иначе он вернётся и отомстит, зритель ни секунды не сомневается, что рано или поздно Вито вернётся и отомстит.

Я хоть и не читал оригинальную книгу, но по фильму чётко чувствуется, что Коппола отлично разбирается в используемом материале. Как и предыдущий фильм, режиссёр раскрывается на полную в манере подачи настроения и атмосферы. С другой стороны подобный подход требует от зрителя определённой вовлеченности в процесс - нужно действительно хотеть проникнуться этой мафиозной историей, особенно учитывая здешний трёхчасовой с хвостиком хронометраж. Не угадаешь с настроением во время просмотра - рискуешь сильно заскучать.

Аль Пачино прекрасно отыгрывает роль влиятельного человека с пеленой власти у глаз, предлагая уникальный образ человека, чьи эмоции угадываются моментально и однозначно. Завязший в бесконечной паутине лжи и предательств, зациклившийся на ключевых словах типа уважения, чести и признательности, к финалу он остаётся один, окруженный лишь подчинёнными и теми, кто искренне его боится.
Ключевая драма Майкла Корлеоне заключается не в попытках построить легальную империю на крови, убийствах и разрушении, но в отчаянной потере чувства достоинства, которое пропагандировал его отец. Майкл оказался через чур гордым, чтобы следовать пути отца, а достойной альтернативы потере собственной человечности в его сердце не нашлось, и именно поэтому он страдает.


Молодого Вито Корлеоне играет Роберт де Ниро и делает это особенно мягко и человечно. Хоть тут и нет убедительного сходства во внешности с Марлоном Брандо из предыдущей части, зато в плане эмоциональной стабильности - попадание стопроцентное. Его версия Дона Корлеоне становится оказывается участливым постовым, который сделает всё возможное, чтобы вы безопасно перешли дорогу, нежели злостным гангстером, думающем о будущем своей империи. В этом плане во всей красе расцветает тот самый контраст, обличающий различие подходов к организации процессов у Майкла и Вито.


В 1975 году фильм получил целых 6 Оскаров, и по сей день является одним из ключевых фильмов про мафию. Для меня в целом франшиза "Крёстный отец" всегда была масштабной монументальной вехой, к которой сложно подступиться и сложно оценить с наскока. Для неё требуется время и настроение, которое бывает крайне сложно подобрать.


"Крёстный отец 2" развивает сюжет оригинала в две стороны, но теряет из-за этого в целостности повествования. Впрочем, прекрасная музыка и отличные актёрские работы всё равно оставляют роскошное впечатление и длительное послевкусие.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Первая часть трилогии про семью Корлеоне
Платформер про рыжего бандикута
Экшен про однорукого синоби
Ромком про "день сурка" на свадебном курорте
Анимационный сериал про пришельцев в человеческом обществе
Пятая часть приключенческого квеста про американца и француженку
Седьмой сезон комедийного процедурала про бруклинских копов
Драмеди про дауна и краболова на плоту
Аниме про принца заражённой рукой и девочку, выращенную волками
Игра про игру престолов по мотивам "Игры Престолов"
Культовое аниме про разборки магов, проклятия и футуристическую избушку на ножках
Второй сезон анимационного сериала про принцессу-алкоголичку
Бади-экшен про копов-орков и волшебную палочку
Комедийный интерактивный сериал про поиски сокровищ на планете Пандора
Разговорная итальянская драма про исполнение желаний
Драма про освистанного героя
Трагикомедия про обслуживающий персонал
Симулятор стрессовых ситуаций
Игровые новинки октября 2020


Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, the godfather part ii, Крестный отец 2, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal