Клинт Иствуд - определённо хороший режиссёр, однако и у него бывают промахи. В прошлом году я ознакомился с его "Снайпером" и не скажу, что остался от него в восторге. Его свежий фильм про жертву четвёртой власти я начинал смотреть с опаской, но оказалось что зря.
В 1996 году, когда в Атланте проводились Олимпийские игры простой охранник Ричард Джуэлл обнаружил бомбу рядом с парком, где должен был проходить концерт. Он вовремя среагировал и помог эвакуировать сотни людей. Бомба всё равно взорвалась, но масштабные жертвы были предотвращены. Однако после СМИ и ФБР начали расследование и сделали из Ричарда главного подозреваемого.
Действие раскручивается настолько медленно и неспешно, что можно успеть выспаться, прежде чем начнутся основные события. Да, Иствуду не откажешь в мощнейшей экспозиции - он словно старичок-реквизитор медленно и неспешно развешивает ружья на сцене за неделю до начала представления. И даже когда все зрители уже собрались, а занавес уже поднят, он всё ещё уползает с подмостков, убедившись в работоспособности всех механизмов. Но от неспешности темпа раскручиваемой истории попросту устаёшь - при этом нельзя сказать, что всё это бессмысленно. Иствуд намеренно тратит очень много времени, чтобы рассказать историю титульного главного героя - ведь в определённый момент сомнения могут возникнуть у любого. Однако, все эти сомнения развеиваются именно благодаря хронометражу и длительной экспозиции.
Иногда происходящему не хватает динамики и повествование стопорится без какого-либо объяснения. Вопросы подвисают в воздухе, а созданное напряжение развеивается на ветру. Иствуд открыто критикует властные структуры, которые цепляются за косвенные признаки без доказательств, и СМИ, которые готовы уцепиться за любой слух, лишь бы было о чём рассказать в очередном выпуске.
Клинт Иствуд любит брать истории о простых людях, совершающих героические вещи, которые не все замечают. Вот и опять, его новый фильм про простого парня, попавшего под незаслуженные обвинения, но сумевший пережить агрессивный прессинг.
У Иствуда есть довольно чёткая идеология героизма и злодейства, и, хоть она далека от многогранности, её сложно назвать упрощённой. Он чётко разделяет условно-положительных героев от условно отрицательных. Если главный герой - резко положительный и все его "странности" списываются на особенности характера и зацикленность, то злодеи, типа агента ФБР Тома Шоу и журналистки Кэти Скраггс можно назвать плохими до мозга костей. При этом у каждого из них есть свои причины подобного поведения. Шоу маниакально пытается отвести от себя стрелки, ведь формально взрыв происходит в его смену, а значит найти подходящего козла отпущения для него становится делом принципа. Скраггс же находится в перманентно-уязвимом положении, в котором ей приходится всё время доказывать окружающему её мужскому коллективу, что она что-то может. Да, причины странные, но они достаточно убедительные, чтобы придать персонажам объёма.
Пол Уолтер Хаузер, сыгравший Ричарда Джуэлла, становится крайне любопытным образцом для наблюдения. Его благоговение перед властными структурами слегка раздражает, а его привычки вызывают оторопь, однако при этом все его действия всё равно выглядят искренними и убедительными, а значит со своей задачей он справляется.
Сэм Рокуэлл, сыгравший юриста Уотсона Бранта, радует каждым своим появлением в кадре. Он практически в одиночку становится голосом адекватности и столпом морали для всех окружающих, что наряду с забавными мелочами (типа любви к шоколадным батончикам), создаёт крайне приятное и комфортное настроение.
Кэти Бейтс, сыгравшая мать Ричарда - Боби Джуэлл, выкладывается на сто процентов и зачастую забирает на себя всё внимание. Ближе к финалу её образ становится слегка надрывным, но в контексте пережитого героями, на это можно закрыть глаза.
Джон Хэмм, в образе агента ФБР Тома Шоу, с первых же кадров вызывает лютую ненависть к своей персоне. Большую часть своего хронометража он пытается сделать гадость с искренними наивными глазами, поэтому когда его раз за разом ставят на место, хочется радоваться.
Оливия Уайлд в роли журналистки Кэти Скраггс это ещё один оплот ненависти, на котором хочется сосредоточить зрительское внимание. Но финальная треть фильма её спасает - в ней просыпается жажда правды, которая к тому моменту не сильно кому нужна.
"Дело Ричарда Джуэлла" это крайне типичный фильм Клинта Иствуда про простых героев современности, оказавшихся в сложной ситуации. Здесь обильная критика власти и прессы перемежается с затянутой экспозицией и неубедительной концовкой, однако отличный актёрский состав вытягивает даже проходные сцены, так что фильм точно достоит просмотра.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Трагикомедия про обслуживающий персонал
Симулятор стрессовых ситуаций
Игровые новинки октября 2020
Криминальная драма с Джонни Деппом под слоем грима
Игра про мстительную лесбиянку и людей-грибов
Свежий фильм Содерберга про финансовые мошенничества
Третий эпизод игры про сражения с древними богами с обилием литературных приколов
Ремейк вестерна про семёрку разнонациональных защитников небольшого городка
Игровые новинки августа 2020
Культовый вестерн про семерых стрелков, защищающих деревню от бандитов
Историческая драма про короля Шотландии
Второй сезон игрового сериала про выживание девочки в кепке в зомби-постапокалипсисе
Культовая видеоигра про путешествие контрабандиста и девочки через всю Америку
Четвёртый сезон безумных приключений дедушки-учёного и его семьи
Нуарный детектив про парня с синдромом Туретта
Боевик про напарников из Майами 25-летней давности
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.