s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Чёрная месса" (Black Mass) 2015


Чаще всего Джонни Депп играет крайне экстравагантных и ярко-выделяющихся личностей. Но в 2015 году он снялся в криминальной драме про бостонского босса ирландской мафии Джеймса "Уайти" Балджера. Фильм довольно долго ждал момента, когда я его посмотрю, и, наконец, время пришло.


На допросе у ФБР оказывается целая толпа народа, рассказывающая о личности Джеймса Балджера по кличке Уайти. Постепенно из показаний подельников складывается история дружбы склонного к криминалу принципиального злодея, его брата Уильяма Балджера, метящего в сенаторы, и друга детства Джеймса Коннолли, ставшего впоследствии агентом ФБР. Когда-то начальство Коннолли решает разобраться с организованной преступностью, Джеймс предлагает кандидатуру Джеймса Балждера в качестве информатора. Однако Балджер желает использовать эту возможность на своих условиях - силами правопорядка он устраняет итальянскую мафию, чтобы занять её место. Долго ли протянет такой союз, покажет только время.


"Чёрная месса" это криминальная драма, снятая по лекалам фильмов Скорсезе. Он медленный, тягучий, наполнен разнообразными персонажами, которые периодически друг с другом взаимодействуют, а потом теряются в складках сюжетных линий и временных скачках. Однако во всей этой тягучести можно выделить один интересный момент, который позволяет наблюдать за происходящим с особым любопытством. Дело в том, что главный герой - тот самый Джеймс "Уайти" Балджер - не смотря на полную концентрацию сюжета на его персоне, фактически не является главным героем. Он скорее представляет из себя собирательный образ, составленный по обрывкам допросов, проведенных агентами ФБР. То есть перед зрителем большую часть времени маячит не сам герой, а представление о герое. Именно поэтому в некоторых сценах Джеймс Балджер - сама душка и очарование, а в других - жестокая сволочь с принципами и деформированной моралью.

В такой ситуации гораздо проще в качестве главного героя воспринимать Джона Коннолли - друга детства Балджера, который стал агентом ФБР. Если рассматривать историю от лица Коннолли - всё встаёт на свои места. Балджер здесь выступает связующим звеном, которое удерживает повествование невидимой хваткой и пронизывает жизни героев вдоль и поперёк. С этой позиции фильм гораздо проще воспринимать не как криминальную драму, а историю дружбы двух приятелей, оказавшихся по разные стороны закона. Вот только, как показывает фильм, подобная дружба ничем хорошим не заканчивается.


Чем фильм может ещё похвастаться, так это перекошенным балансом концепции. Демонстрировать то, насколько глубоко может засесть коррупция в рядах блюстителей порядка, и при этом даже не попытаться ступить на территорию чёрной комедии, выглядит крайне странно и даже неуместно. Ведь все задатки для этого присутствуют, и фундаментальная абсурдность ситуации, где агент ФБР столь долго убеждал окружающих и себя, что делает доброе дело, просто не может вызывать смех. Но вместо этого события рассказываются с совершенно серьёзным лицом даже без намёка на юмор.


Режиссёр Скотт Купер снял классическую скоцезовскую историю про жестокость, лояльность и месть, но вместе с тем тут можно разглядеть религиозные мотивы с попытками рассказать о том зло может цвести и пахнуть просто потому, что оно выглядит более привлекательным и убедительным, нежели пресловутое добро. При этом, сильнее всего раздражает другое - насколько нереалистичным выглядит образ Балджера, который шляется по городу как ни в чём ни бывало, контролирует торговые автоматы, торгует наркотиками и убивает "нелояльных" к себе людей. В одной сцене он убеждает всех и каждого (да ещё и своего маленького сына в частности), что надо максимально избегать грязной работы, а в другой - средь бела дня хватается за дробовик и стреляет в человека! Такие нестыковки сильнее всего ударяют по послевкусию. Проникаться героями и симпатизировать их драме после такого совершенно не хочется.


Джонни Депп, сыгравший Джеймса "Уайти" Балджера весь фильм прячет отсутствие эмоций под тяжеловесным гримом, за которым не то что мимики, человека иногда не видно. Он выступает в странной роли шахматной фигуры, которую ставят на доску и передвигают все, кому не лень, забывая, что у фигуры тоже есть свои цели. Мёртвые глаза, спрятанные за тёмными очками большую часть времени, бледная кожа и зализанные волосы делают из Уайти современное воплощение Графа Дракулы, который может неподвижно лежать на диване, словно в гробу, и изредка выползать на солнечный свет, чтобы совершить что-то действительно мерзкое.

Какой смысл был брать Джонни Деппа на эту роль, если фактически на экране маячит странная фигура персонажа, нежели сам персонаж? Дело в том, что Джонни Депп уже давно на самом деле играет подобных персонажей - похороненных под слоями экстравагантного грима и экстремального жестикулирования. Джек Воробей, Вилли Вонка, Эдвард Руки-Ножницы, Суинни Тодд - это всё персонажи не от мира сего, и в этом фильме Джонни Депп изображает именно мифический образ, нежели реального человека - это не то, кем Балджер был, но тот кем он воспринимался. Словно Носферату, Депп отдыхает в этой роли и наслаждается процессом. По сути получается, что за маской криминальной драмы скрывается натуральный хоррор про мифическое зло во плоти, которое существует где-то рядом, и поймать его сложнее, чем кажется на первый взгляд.


Джон Коннолли, которого сыграл Джоэл Эдгертон, вызывает более эмоциональный отклик. За него даже хочется переживать и надеяться, что всё образуется. Однако пикирование в бездну паутины, расставленной хитроумным бандитом, невыносимо неизбежно, поэтому остаётся только наблюдать со стороны за этим безостановочным падением.

Второстепенные герои тут представлены знакомыми лицами Бенедикта Камбербэтча, Кори Столла, Дакоты Джонсон, Дэвида Харбора и Адама Скотта, однако их суммарный хронометраж и влияние на происходящее настолько минимальны, что они выветриваются из головы быстрее, чем закончатся финальные титры.



"Чёрная месса" оставляет очень странное чувство. Вроде все составляющие для криминальной драмы на месте, а выхлопа ноль. Размашистая история жизни бандита с принципами, который уходит в закат, а финальный титр сообщает о его смерти, навевает мысли о бессмысленности всей истории. Но тем не менее подача истории всё равно выглядит интересной, хоть и звучит крайне банально.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Игра про мстительную лесбиянку и людей-грибов
Свежий фильм Содерберга про финансовые мошенничества
Третий эпизод игры про сражения с древними богами с обилием литературных приколов
Ремейк вестерна про семёрку разнонациональных защитников небольшого городка
Игровые новинки августа 2020
Культовый вестерн про семерых стрелков, защищающих деревню от бандитов
Историческая драма про короля Шотландии
Второй сезон игрового сериала про выживание девочки в кепке в зомби-постапокалипсисе
Культовая видеоигра про путешествие контрабандиста и девочки через всю Америку
Четвёртый сезон безумных приключений дедушки-учёного и его семьи
Нуарный детектив про парня с синдромом Туретта
Боевик про напарников из Майами 25-летней давности
Финальный сезон фантастического сериала про путешествия во времени с отсылками к современной поп-культуре
Российская драма про фанатичное чтение Библии
Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.

Tags: black mass, cinema, movies, review, Чёрная месса, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal