s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Великолепная семёрка" (The Magnificent Seven) 1960


Ещё в прошлом году у меня возникла идея посмотреть все инкарнации "Великолепной семёрки" и начал я, естественно, с "Семи самураев" Акиры Куросавы. Это был большой и комплексный фильм с простым, но глубоким сюжетом. Следующим пунктом моего маленького марафона должен был стать голливудский ремейк 1960 года режиссёра Джона Стёрджеса.


Жестокий глава бандитской банды Калвера и его головорезы регулярно терроризируют бедную мексиканскую деревню, в которой простые фермеры не в состоянии защитить себя сами. Бандиты отбирают у фермеров еду и убивают на месте любого, попытавшегося оказать сопротивление. Окончательно отчаявшись от безвыходности своего положения несколько делегатов от деревни отправляются в ближайший город за помощью.

В городе они случайно становятся свидетелями как бравый ковбой Крис Адамс в компании нового знакомого Вина оказывает услугу похоронному бюро и довозит катафалк с гробом до кладбища. Местные сопротивлялись хоронить индейца рядом с белыми. Крис, выслушав фермеров, решает им помочь, но, понимая, что в одиночку не справится, отыскивает ещё шестерых добровольцев. Все вместе, всемером, они возвращаются в деревню и готовятся встретить бандитов Калверы.


Как и "Семь самураев" Акиры Куросавы, "Великолепная семёрка" Джона Стёрджеса может порадовать невероятно простым сюжетом, в котором хорошие парни помогают защитить маленькую деревню от плохих парней. Естественно, где-то в глубине фильм предоставляет небольшое пространство для манёвра, в котором один из героев пребывает в состоянии постоянного сомнения, а другой подумывает оставить кровавое ремесло, а третий и вовсе находит романтические приключения в отрыве от основной сюжетной арки. Даже в рамках экспозиции, где демонстрируются бандиты во главе с Калверой находится место маленьким внутренним конфликтам, которые аккуратно поддерживают основную линию, добавляя ей убедительности.


Однако не стоит воспринимать простоту фильма, как нечто плохое. Скорее наоборот - бросающаяся в глаза простота открывает ворох возможностей для персонажей стать яркими и запоминающимися на фоне ярко-выделенного пунктира сюжетной линии. И сценаристы, и задействованные актёры более чем достойно заполняют имеющееся кино-пространство.


По современным меркам фильм, конечно, выглядит устаревшим. Экшен сцены медленные и тягучие, местами так и вовсе нелепые, диалоги отдают простотой и прямолинейностью. Базовые вещи проговариваются напрямую без значительного подтекста, а о многогранности характеров можно только мечтать. Однако всё это вместе создаёт уникальную атмосферу вестерна, где ты можешь почувствовать жар разогретого палящим солнцем песка и запах пороха после выстрела револьвера. Атмосферу, которая подчёркивается запоминающимися мелодиями, помогающими создавать напряженные сцены проверенными способами. Это классика в чистом, дистиллированном виде, которую стоит поглощать небольшими глотками, чтобы прочувствовать непередаваемую остроту чувств.


Важным положительным аспектом фильм является отличный актёрский состав. В первую очередь всё держится на дуэте Юла Бриннера и Стива МакКуина, сыгравших Криса и Вина соответственно. Их взаимодействию уделено больше всего экранного времени. Фактически перед нами история зарождающейся крепкой мужской дружбы и оба актёра прекрасно отыгрывают эту эмпатию. На их взаимодействии держится львиная доля фильма - точнее на контрасте этих двух персонажей. Крис Юла Бриннера - спокойный и расчётливый, с трезвым умом и здравым взглядом на жизнь. Вин Стива МакКуина проявляет гораздо больше эмоций, чем создаёт работающий контраст для выявления фактурных особенностей главных героев.


Остальные персонажи не отстают. Тот же Илай Уоллак, сыгравший главу бандитов Калверу, создаёт на экране образ понятного злодея, который пытается вести своих людей вперёд, хоть и использует для этого бандитские методы. А Чарльз Бронсон, сыгравший здоровяка Бернардо О'Райли становится интересным монументом ролевой модели для фермерских детей.


Идеей моего марафона по "Великолепным семёркам" была попытка отследить трансформацию простого сюжета через временную призму кино.
В "Семи самураях" в качестве сеттинга выступает период конца XVI века, когда Япония находилась в почти-что постоянных военных конфликтах между главами разных регионов. Тогда появилось большое количество ронинов (самураев без хозяина), которые шатались без дела и денег. Бандиты, терроризирующие деревню , совершают подобное повсеместно и обещают крестьянам очередную обчистку их запасов, что становится последней каплей. Старейшина советует крестьянам найти "голодного самурая" готового сражаться за миску риса в день.
В "Великолепной семёрке" нет чётко озвученного временного периода, но визуально происходящее совпадает с закатным периодом, известного у нас как Дикий Запад, а именно - конец XIX-начало XX века. Маленькая мексиканская деревушка располагается на границе с Соединёнными Штатами, а банда Калверы мотается туда-сюда через границу с завидной регулярностью. Здесь старейшина советует фермерам отправиться в ближайший город и нанять стрелков на те деньги, что они смогли насобирать всей деревней.


В "Семи самураях" у бандитов фактически нет лица. Даже ярко разодетые в самурайские доспехи всадники не называются по имени. Группа бандитов намеренно обезличена и по сути представляет собой стихийное явление - цунами, проносящееся по прибрежному городу, ураган, сносящий хлипкие крыши домов, налёт саранчи, пожирающей все припасы. Неизбежность налёта бандитов приравнивается к природному бедствию - его нельзя избежать, с ним нельзя договориться - оно попросту есть и его можно только пережить с неизбежными потерями. Интересным моментом оказывается чёткий счёт количества неприятеля - главный герой всё раз за разом отмечает, сколько бандитов удалось убить сегодня. Атака продолжается пока не гибнет последний бандит.
В "Великолепной семёрке" угроза персонифицирована бандитом Калверой. Он удивительным образом сочетает в себе природную мягкость и вынужденную жестокость. Он размышляет о себе, как об отце, ведущем своих детей вперёд, а награда за его голову - не более чем досадное неудобство. Он проявляет уважение к фермерам, но не терпит пререкательств. Сам же он воспринимает себя как природное явление и естественным порядком вещей - если бы не было Калверы, был бы обязательно кто-то другой. Своей искажённой картиной мира он создаёт впечатляющий образ злодея, который под маской кривой добродетели прячет истинную угрозу.


В "Семи самураях" представителем деревни выступает крестьянин Рикичи с забавно побритой головой, который вдоволь натерпелся от бандитов и готов на всё, чтобы прекратить страдания. Довольно продолжительное время его предыстория держится в секрете, и только во второй половине фильма выясняется, что у него есть жена, которую бандиты похитили и накачали опиатами, превратив в секс-рабыню.
В "Великолепной семерке" лицом деревни становится усатый Хиларио, который, к сожалению, не обладает каким-либо бэкграундом. Он скорее персонаж-функция, нежели полноценный участник событий.


В "Семи самураях" лидером группы защитников становится самурай Камбей Шимада, которого посланцы деревни видят срезающим себе волосы. Делает он это для того, чтобы, притворившись монахом, спасти ребёнка из лап вора, прячущегося в хижине. Но хитрость заключается в том, что срезанием волос самурай фактически обесчещивает себя. В феодальной Японии статус человека транслировался через внешний образ (одежда, причёска, вооружение) и добровольный отказ от атрибутики мог свидетельствовать лишь о безумии. Впрочем для посланцев деревни этот жест стал главным подтверждением того, что они нашли нужного человека, готового пожертвовать своим статусом во благо простого человека.
В "Великолепной семерке" стрелков возглавляет Крис Лараби Адамс, который решает выполнить простое на первый взгляд поручение. Похоронному бюро нужно довезти покойника в гробу до кладбища, но кучер отказывается это сделать. Кроме того местные категорически против, чтобы мёртвого индейца хоронили на земле для белых. Когда же Крис в кампании нового приятеля Вина довозит повозку до кладбища и ловко обезоруживает перегородивших дорогу жителей, посланцы деревни понимают, что этот человек наверняка будет готов защитить слабого вне зависимости от его расы, национальности или вероисповедания.


В обоих фильмах можно выделить эффектный архетип Мастера, для которого главным делом становится оттачивание собственных навыков. В "Семи самураях" им оказывается мастер меча Кизо, а в "Великолепной семерке" - стрелок Джеймс Коборн. Героя представляют во время дружеской дуэли-пари. Кизо дерётся на деревянных палках до первого удара, а Коборн соревнуется в скорости метания ножа против парня с револьвером. В каждом случае Мастер одерживает верх, но его противник считает иначе, поэтому требует ещё один раунд "по-настоящему". Естественно Кизо зарубает мечом своего противника, а нож Коборна впивается в тело дуэлянта раньше, чем тот успевает нажать на курок. В "Самураях" Кизо гораздо ярче себя проявляет, когда в одиночку отправляется ночью в лагерь бандитов, убивает там двоих и добывает стратегически важный мушкет. В "Семёрке" Коборн делится парой историей, схожих с рассказами Кизо, но во время защиты деревни не особо сильно проявляет себя.


В "Самураях" есть два любопытных персонажа, выделяющихся из общей массы. Когда лидер Камбей спасает ребёнка из хижины, к нему проявляют интерес два самурая. Один - молодой парнишка Кацуширо Окамото - родом из уважаемой семьи самураев, просит Камбея стать его сэнсэем. Второй - странноватый бородач Кикушиё, который очень долго не решается заговорить, но при это продолжает идти за лидером. В деревне, Кацуширо знакомится с крестьянкой Широ, между ними вспыхивают чувства, но они омрачены классовым неравенством. Они не могут быть вместе потому что он - самурай, а она - крестьянка. Более того отец Широ озлобляется на молодого самурая, вменяя ему "порчу товара". Женщин того времени приравнивали к собственности и потеря девственности дочери становится серьёзным ударом для крестьянина. Кикушиё долго мозолит глаза окружающим и раздражает своей нерешительностью. Однако потом выясняется, что он сам из семьи фермеров, что он потерял своих родителей в аналогичном разграблении бандитами своей деревни, а, изображая самурая, он пытается побороть социальную несправедливость и собственные комплексы. Что Кацуширо, что Кикушиё становятся заложниками собственного происхождения и весь фильм пытаются преодолеть предрассудки.
В "Семёрке" эти два персонажа объединены в одного молодого стрелка Чико, который пытается найти свой путь в этой жизни. Американский Дикий Запад и близко не обладает подобными классовыми предрассудками, описываемыми в "Самураях", поэтому неудивительно, что авторы объединили двух эффектных персонажей оригинального фильма в неопытного мальца с чистым сердцем. Именно Чико преследует стрелков, пока те едут в деревню, именно он влюбляется в деревенскую девушку, именно он отправляется на глупую миссию в стан врага с непредсказуемыми последствиями. По сути, он ищет своё место в мире и пытается побороть проявляемое к нему отсутствие уважения. В финале фильма он находит себя в мирной жизни фермера, тогда как в "Самураях" посыл совершенно иной. Кикушиё погибает в сражении, а Кицуширо вынужден отказаться от любви в пользу пути самурая.


В обоих фильмах четверо из семерых погибают, а финальные сцены слегка различаются по тону. В фильме Куросавы представлено крайне жестокое отображение героизма, при котором выдающиеся личности выступают на защиту людей, которые ничего не могут предложить им взамен. Это подтверждается не только развитием сюжетной линии, но и визуальным отображением боёв. Здешние сражения крайне незрелищны и временами попросту безобразны. Нет никакой доблести в том, чтобы погибнуть на поле боя - это мгновенная и невосполнимая утрата, с которой приходится смириться и жить дальше. В финале Камбей стоит у кургана с могилами павших товарищей и говорит, что "Победа принадлежит крестьянам, а не нам".
В "Великолепной семёрке" старейшина деревни сравнивает выживших стрелков с ветром, что спасает земли от саранчи, и мчится дальше. Мысль Куросавы повторяется в том, что "Мы проиграли, мы всегда в проигрыше. Только крестьяне выиграли".


"Великолепная семерка" это квинтэссенция развлекательного кино 60-х годов прошлого века, наполненная яркими актёрскими талантами, бодрым для своего времени экшеном и культовым саундтреком за авторством Элмера Бернстайна, который мгновенно откладывается в подкорке и остаётся там надолго. Но помимо прочего, это яркий пример того, как можно создать простую историю и наполнить её мелкими деталями, которые будут обогащать, а не отягощать повествование. Может быть это и не самый лучший вестерн всех времён, но точно один из самых запоминающихся.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Историческая драма про короля Шотландии
Второй сезон игрового сериала про выживание девочки в кепке в зомби-постапокалипсисе
Культовая видеоигра про путешествие контрабандиста и девочки через всю Америку
Четвёртый сезон безумных приключений дедушки-учёного и его семьи
Нуарный детектив про парня с синдромом Туретта
Боевик про напарников из Майами 25-летней давности
Финальный сезон фантастического сериала про путешествия во времени с отсылками к современной поп-культуре
Российская драма про фанатичное чтение Библии
Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей
Экранизация фантастики с абсурдным британским юмором
Сериал про комедийное средневековье
Игровые новинки июля 2020
Российская драма про геймдизайнера и реинкарнацию
Платформер про спасение волшебного леса
Комедийный детектив про американцев в Европе
Второй сезон сериала про разборки Ватикана

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, the magnificent seven, Великолепная семёрка, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal