s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на игру "The Last of Us Remastered" + "The Last of Us: Left Behind" (2013-2014)


Разработчик: Naughty Dog
Платформа: PS4
Дата выхода: PS3 оригинал - июнь 2013, дополнение - ноябрь 2013; PS4 ремастер - июль 2014
Время прохождения: основная часть - 14 часов \ дополнение - 2 часа


В начале карантина в апреле 2020 года в PS Store началась масштабная распродажа с очень привлекательными скидками. По этому поводу один мой друг спросил у меня на что стоит обратить внимание, ведь у него есть PS4. Я просто открыл цифровой магазин и начал кратенько описывать ключевые тайтлы, на которые были скидки, что от них ждать и стоит ли вообще с ними знакомиться. И как-то среди всего этого разнообразия я совершенно упустил из виду свою любимую игру. Вспомнил о ней лишь когда друг напрямую спросил - "А что такое The Last of Us?", на что я ни секунды не размышляя ответил "Всего лишь лучшая видеоигра ever".
Ну и чтобы лишний раз проверить собственные суждения, а заодно освежить в памяти оригинальную игру накануне релиза сиквела, я решил перепройти ремастер The Last of Us и его дополнения Left Behind (известные в российской корявой локализации как "Одни из нас" и "Оставшиеся позади" соответственно). Узнаем как игра себя чувствует спустя 7 лет после выхода?


В мире началась глобальная катастрофа - пандемия, вызванная мутировавшим грибом кордицепсом. Попав в человеческий организм через споры, гриб берёт его под свой контроль, в результате чего люди сначала становятся просто агрессивными, а потом теряют зрение и человеческий облик. Через их кожу натурально начинают вырастать грибы, превращая человека в подобие зомби. Человеческая цивилизация приходит в упадок. Выжившие кучкуются в карантинных зонах под присмотром военных, тогда как все остальные территории превратились в заросшие зеленью руины, которые наводнены зараженными и бандитами.

Двенадцатилетняя девочка Сара живёт со своим отцом Джоэлом Миллером в городе Остин, штат Техас и становится свидетелем вспышки эпидемии. Город наводняют заражённые, которые набрасываются и пожирают всех подряд. Вместе со своим отцом и его братом Томми, Сара пытается сбежать из города, но их автомобиль попадает в аварию и Сара повреждает ногу. Джоэл берёт дочь на руки и они бегут в сторону шоссе, но натыкаются на военного, получающего приказ уничтожить потенциальных заражённых. Он отрывает огонь, но Томми в последний момент убивает военного. Однако Сара оказывается раненной и умирает на руках у Джоэла.

Спустя 20 лет, Джоэл живёт в карантинной зоне в Бостоне и вместе с напарницей Тесс промышляет контрабандой - добывает и переправляет куда надо запрещёнку и припасы. По стечению обстоятельств к ним обращается лидер террористической организации "Светлячки" (в локализации - "Цикады") Марлин, которая просит переправить за пределы военной зоны девочку Элли. Джоэл и Тесс соглашаются, не представляя, как изменит их жизнь это путешествие.


Главное, что надо понять - сюжет игры, хоть и не блещет оригинальными поворотами или неожиданными открытиями, привлекает внимание другим. Сценарий рассказывает предельно личную историю, которая подаётся в интерактивном формате и позволяет прочувствовать эмоции, испытываемые героями, на собственной шкуре. Сценарист и режиссёр Нил Дракман сконцентрировался на простых человеческих эмоциях и рассказал очень понятную и доступную историю, завернув её в оболочку линейного роад-муви с элементами выживания. Это история об утрате и обретении человечности, о психологической изоляции и повторной попытке пробудить придушенную эмпатию, о преобладании эгоистических порывов над здравым смыслом и важности эмоциональной близости в жизни человека. Всё это космически далеко от идей выживания человечества или спасения отдельно взятого общества. Здесь нет масштаба, нет размаха. Даже присутствующие в игре зомби - это не более чем фон для персональной истории, хоть с ними связана важная сюжетная арка. История предельно универсальная и понятная для понимания - иногда тут даже слов не надо. Все эмоции читаются по глазам и интонациям, а такое и в кино-то редко встретишь, а тут видеоигра!


При всей своей интерактивности игра работает по правилам кино, а возможность самостоятельно контролировать происходящее переводит происходящее на совершенно новый уровень восприятия. Развитие истории, взаимодействие с персонажами, последовательный нарратив и концентрация на мелочах создают уютненький кокон, в котором так приятно находиться. С первых же кадров нам рисуют картину комфорта маленькой семьи, в который врывается, разбивая стёкла и поджигая машины, катастрофа. Финалом этой катастрофы становится разбитая на кусочки человеческая цивилизация, в которой от былого величия остались только рожки да ножки. Не удивительно, что главный герой очерствел - этот мир забрал у него дорогого человека и ничего не предложил взамен. В начале игры Джоэл - человек без цели в жизни, который везде видит подвох и абсолютно не готов сближаться с кем-то. Даже лёгкий флирт со стороны напарницы Тесс он пропускает мимо ушей. В финале же это совершенно другой человек. Человек, который обрёл цель в жизни, обрёл смысл существования. Да, это становится для него тяжелым выбором, с последствиями которого ему предстоит жить, но это всё равно лучше того бессмысленного существования, которое он вёл предыдущие годы. И самое интересное, что эта трансформация происходит на наших глазах с нашим непосредственным участием. Мы не просто наблюдаем за этим со стороны, мы буквально вместе с героями претерпеваем эту трансформацию. И от этого впечатления усиливаются многократно.


Сюжет тут строго линеен и не предполагает каких-то развилок. Сюжетные кат-сцены поставлены, как в хорошем продуманном кино, где важно всё - от композиции кадра, музыкального сопровождения и цветового решения до озвучиваемых мыслей, транслируемых эмоций и заложенных идей. Персонажам веришь, за них переживаешь и понимаешь их поступки, потому что в основе каждого их действия лежит простая человеческая психология. Ну а режиссёр Нил Дракман сделал всё, чтобы эта человеческая психология стала понятна с одного взгляда. С тех пор как Элли появляется в сюжете, она непременно становится центральной фигурой каждого кадра. Если в начале игры она плетётся позади и Джоэлу приходится её подгонять, в финале именно она выдвигается вперёд и даже становится главным персонажем.

Причём, это происходит не только во время кат-сцен - в геймплее всё тоже самое. Замкнутая девочка всем своим видом сторонится грубого и озлобленного мужлана, но постепенно между ними рушится стена непонимания, а пережитые вместе события кирпичик к кирпичику выкладывают новые отношения, столь нужные каждому из них. Во время странствий по Америке нам предлагают исследовать руины человеческой цивилизации - заброшенные здания, накренившиеся дома, опустевшие строения, города и сельскую местность, мелкие деревушки и крупные мегаполисы, густые леса и тесные подземелья канализации. Везде стоит разруха, шарятся бандиты и расхаживают зараженные.
Даже сложно однозначно ответить, кто представляет большую угрозу - многочисленная толпа зараженных, среди которых есть быстрые Бегуны (Runners), жутковатые Кликеры (Clickers) и массивные Топляки (Bloaters), или же группы бандитов, которые переговариваются между собой, всегда стараются обойти игрока с фланга и довольно метко стреляют.

Заброшенные строения всегда можно попытаться обыскать в надежде поживиться какой-нибудь мелочёвкой. Пара тряпок, алкоголь, лезвие и рулон изоленты позволяют создать необходимый минимум средств для выживания, но ресурсов всегда мало, поэтому приходится изгаляться. И даже то, что найдётся, не всегда можно унести - рюкзак-то за спиной не резиновый. Менеджмент ресурсов хоть и простой, но предельно понятный - система крафта взаимоисключающая, поэтому иногда приходится думать, стоит ли запастись лишней аптечкой или же лучше держать наготове коктейль Молотова перед входом на территорию врага. Огнестрельного оружия немного, но каждое поддаётся улучшению - для этого тоже приходится искать ресурсы. Наконец, у самого Джоэла есть набор навыков, которые повышаются за счёт найденных таблеток. Это, кстати, одна из немногих забавных игровых условностей - ты ходишь по заброшенным домам, где уже два десятка лет никого не было, находишь какие-то пузырьки с таблетками (а иногда и просто валяющиеся капсулы неизвестного происхождения, явно просроченные), чтобы потом разом проглотить внушительную дозу и лучше слышать врагов за стенами.
Но несмотря на эти мелочи, игра затягивает и погружает в свой мир с головой. От исследования мира невозможно оторваться - Naughty Dog одни из немногих наравне с FromSoftware способны выдавать качественное окружение, способное рассказывать истории отличными от вербального способами. И дело не только в обилии записок, разбросанных тут и там, но и просто в интерьерах, разобранных шкафах, разбитых стёклах и заваленных коридорах - везде видны следы поспешных сборов и неоднократных обысков. Кроме того, мы путешествуем в кампании девочки-подростка, которая выросла уже после вспышки эпидемии и всю жизнь провела в карантинной зоне, охраняемой военными. Она никогда не была снаружи, поэтому задаёт много вопросов о том старом времени. Это с одной стороны повышает эмпатию к персонажам, ведь мы узнаём их лучше, а во вторых позволяет немного поиздеваться над современным образом жизни.


Для меня игра стала настоящей эмоциональной каруселью, которая по кругу проносится мимо пунктов радости, грусти, страха и отчаяния. Избранные сцены до сих пор выбивают слезу и поделать с этим я ничего не могу. Уж слишком пронзительным получилось сочетание искренности истории, потрясающего визуала, роскошной музыки за авторством Густаво Сантаолалья, и выложившихся на 150% актёров. "The Last of Us" это та игра из немногих, в которую просто обязательно надо играть на языке оригинала. Эшли Джонсон (Элли) и Трой Бейкер (Джоэл) настолько сильно прониклись своими героями, что в каждой фразе чувствуется искренность и достоверность передаваемых эмоций. Шутка ли, к сцене из самого начала игры, где на руках Джоэла умирает его дочь, Трой Бейкер морально готовился около недели (он даже просил режиссёра Нила Дракмана его настолько заранее предупредить, когда они будут снимать эту сцену), чтобы найти в себе те эмоции, которые необходимо было выплеснуть на площадке. Сцену они сняли лишь с седьмого дубля, актёр рыдал от нахлынувших эмоций, потом ещё сутки отходил от эмоционального истощения. Спустя ещё пару недель Нил Дракман сообщил, что эту сцену снова придётся переснять и на этот раз более детально проработал почти каждую секунду этого эпизода, чтобы наконец получить финальный результат. Вся эта работа действительно слышится в интонациях актёров, и не восхищаться ею невозможно. Российская локализация такой работой похвастаться не может, поэтому эмоциональный посыл получается совершенно не того калибра, поэтому играть с русской озвучкой - значит лишить себя доли непередаваемого удовольствия, а на такое я пойти не могу, и никому не советую. Кроме того, по давней традиции российская локализация вышла излишне цензурированной, и в результате те сцены, где персонажи срываются на мат, у нас озвучены в стиле "О боже мой, какая досада", что несомненно смазывает впечатление.


Left Behind
Дополнение, которое вышло через 5 месяцев после релиза игры, предлагало короткую историю Элли, заполнявшую пару пробелов. Плюс на нём разработчики отработали одну любопытную геймплейную механику. Сюжет рассказывает две параллельные истории про Элли - за пару недель до событий основной событий, и сразу после встречи с бандитами в университете Колорадо. В истории-приквеле к Элли наведывается её подруга Райли, которая ушла к ЦикадамСветлячкам и теперь её увозят в другой город. Во второй истории Элли пытается отыскать антибиотики в торговом комплексе, и натыкается то на группы зараженных, то на шедших по её следу бандитов. Интересно то, что фактически, результат обеих историй нам уже известен, но играть всё равно интересно.

Ключевым игровым изменением дополнения становится механика натравливания, когда на одной локации оказываются и люди, и зараженные, которые реагируют на звуки. Спрятавшись, можно кинуть в сторону бандитов бутылку, которая разобьётся и привлечёт внимание зараженных. Тем самым можно легко избавиться от превосходящих сил врага, а потом добить оставшихся.


Оригинальная игра вышла летом 2013 на закате консоли PlayStation 3 и выжимала из неё все соки. Трудно было поверить, что PS3 способна выдавать такую графику, но разработчики с помощью грамотного дизайна уровней смогли создать невероятный бесшовный мир. В игре практически полностью отсутствуют экраны загрузки, а те редкие переключения сезонов, что есть в игре обрамляются столь сильными эмоциональными потрясениями, что вовремя почерневший экран только играет на руку рассказываемой истории. Более того, вся анимация была сделана вручную, но аниматоры использовали ролики, записанные с motion capture площадки в качестве референсов. Спустя год разработчики выпустили ремастер игры для уже вышедшей к тому моменту PlayStation 4, объединив основную игру и дополнение в один бандл, и добавив текстуры высокого разрешения - этого оказалось вполне достаточно, чтобы игра выглядела отлично даже сейчас, спустя 6 лет с момента выхода ремастера. Ведь дело тут не в графике, хотя и она тут отличная, но в дизайне окружения, в цветовом решении и, главное, в рассказанной истории, к которой хочется возвращаться снова и снова, несмотря на то, что уже знаешь её почти что наизусть.


Игра проходится за скромные 14 часов, и ещё два часа - на прохождение дополнения. Своё прохождение я сохранил у себя на Youtube канале, как обычно вырезав все фейлы:


Также если интересно, категорически рекомендую посмотреть документалку о создании игры Grounded: The Making of The Last of Us, в которой рассказывается много интересных фактов о создании игры.


Ну и бонусом - Sony и Naughty Dog в 2014 году устроили настоящее театральное представление из избранных сцен игры с участием задействованных актёров и живым исполнением саундтрека Густаво Сантаолальи. На моей памяти никто не делал подобного ни до, ни после, так что такое точно надо ценить:


"The Last of Us" и её дополнение "Left Behind" это тяжёлая эмоциональная артиллерия из мира видеоигр, которая разносит тебя в пух и прах, оставляя только мокрое зарёванное место на диване. Она прекрасна в каждом своём аспекте, но соединённая в одно комплексное произведение оно не оставляет другого выбора, кроме как всей душой проникнуться и полюбить эту историю и этих персонажей. Это настоящее интерактивное кино, которое можно и нужно пропустить через себя, чтобы вдоволь насладиться процессом, и даже этого будет мало. Не знаю, что будет в будущем, но для меня, даже спустя 7 лет после релиза это действительно всего лишь лучшая видеоигра ever.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Четвёртый сезон безумных приключений дедушки-учёного и его семьи
Нуарный детектив про парня с синдромом Туретта
Боевик про напарников из Майами 25-летней давности
Финальный сезон фантастического сериала про путешествия во времени с отсылками к современной поп-культуре
Российская драма про фанатичное чтение Библии
Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей
Экранизация фантастики с абсурдным британским юмором
Сериал про комедийное средневековье
Игровые новинки июля 2020
Российская драма про геймдизайнера и реинкарнацию
Платформер про спасение волшебного леса
Комедийный детектив про американцев в Европе
Второй сезон сериала про разборки Ватикана
Японская игра про эко-террористов
Драма про любовь танцовщицы-русалки и сына чиновника

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Tags: games, left behind, review, the last of us, игры, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal