s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Сиротский Бруклин" (Motherless Brooklyn) 2019


Эдвард Нортон известен в первую очередь своими актёрскими работами, но плох тот актёр, который не пытается стать режиссёром. Вот и Нортон пытается. Его вторая попытка на режиссёрском поприще пытается охватить сразу несколько аспектов - нуарный детектив про парня с синдромом Туретта, который пытается найти убийц его друга, а вскрывает обширную коррупционную схему, а между строк виднеется политический контекст. Интересно? Вот и посмотрим, что же получилось в итоге.


Лайнел Эсстрог страдает синдромом Туретта - он легко может зациклится на каком-нибудь движении (прощайте рукава свитера), звуке (зажигающейся спички, закрывающейся двери и прочего), или слове, которое тут же начнёт повторять, выкрикивать и подбирать два десятка рифм в секунду. Но всё это не мешает ему работать на частного сыщика Фрэнка Минна, который когда-то давно взял Лайнела и ещё ворох смышлёных ребят из приюта. Однажды Минна наткнулся на что-то важное и серьёзное, и решил навариться на этом. Но встреча с серьёзными мужчинами в плащах и шляпах заканчивается тем, что сыщика подстреливают. Лайнел решает разобраться, что же такое нашёл Фрэнк и кто эти люди, что подстрелили его.


Повествование основательно садится зрителю на уши и большую часть информации подаёт через диалоги, без достаточно проработанной визуальной экспозиции. Плюсом такого подхода становится то, что персонажи не замолкают ни на минуту, создавая постоянную видимость активного развития событий, хотя на самом деле могут минут десять сидеть в одной комнате и обсуждать план действий. Минусом является перегруженность информационного поля именами, датами и событиями, из-за чего следить за повествованием становится, мягко говоря, затруднительно. Фильм требует максимального сосредоточения на том, кто, когда, где, и что сказал, а если зритель не готов воспринимать информацию на слух, это его личные проблемы. Если отвлечься от происходящего, всегда есть риск потеряться в событиях и именах, а при затянутом хронометраже это может стать существенной проблемой.
Чтобы хоть как-то развлечь и расслабить зрителя, сценаристы ввели в происходящее толику юмора. Причём, с ним тут происходит очень странная вещь - большая часть комедийной составляющей крутится вокруг недуга Лайнела. Постоянные выкрики слов и фраз, дёрганные движения, зацикленные действия - они всегда случаются совершенно не к месту и благодаря этому контрасту смешок всё время подкатывает к горлу, но эмпатическое восприятие тут же напоминает, что над больными смеяться не стоит. Вот и получается, что засмеяться хочется, но головой понимаешь, что не правильно.

Фильм можно отнести к нуару новой волны, когда сюжет вертится вокруг суровых парней в шляпах, а расследование относительно скучного и даже бытового преступления постепенно превращается в остросоциальную драму, с обнажением вековых пороков, раскрытием коррупционных схем власть держащих и обязательным Самым Главным Злодеем, который всё это не только допустил, но и стоял во главе. Здесь во главу угла ставится хитрая схема отстройки жилья, когда обычный жилой дом сначала доводят до критического состояния, а потом выселяют всех жителей (преимущественно чёрных), чтобы здание снести и на его месте построить что-то новое. Также можно отметить крайне вялую и практически номинальную любовную линию, которая существует больше для галочки, нежели как что-то значимое и весомое.


Фильм основан на одноименном романе Джонатана Летема, но режиссёр Эдвард Нортон изменил эпоху происходящих событий. Вместо книжных 80-х в фильме на дворе 1959 год и кругом полно мрачных людей с тяжелым взглядом, длинными плащами и серыми шляпами. Атмосфера грустных и тяжелых 60-х передана более чем хорошо, а мрачные улицы, полузаброшенные дома и джаз в тёмных полуподвальных пабах только подчеркивают антураж нуара.


Чем фильм раздражает, так это обилием роялей в кустах - слишком много в расследовании главного героя складывается крайне удачно. Шел по улице, наткнулся на объявление о полезном собрании. Человек, с которым случайно заговорил, оказывается осведомлён обо всём на свете и тут же вываливает на героя всю нужную информацию. Отправляешь коллегу проверить зацепку - его избивают, чем подтверждают причастность к делу. И так везде - расследование протекает невероятно гладко, а нужные вещи и люди оказываются прямо на пути главного героя ровно в тот момент, когда это нужно. Результатом такого подхода становится попросту скучная детективная часть, которая развивается не потому что главный герой - умный парень, а потому что ему дико везёт на протяжении всего фильма!


Эдвард Нортон не только выступил режиссёром фильма, но и сам снялся в главной роли Лайнела Эссрога. Удивительным образом у него получилось создать персонажа, который одновременно вызывает смех и слёзы. Постоянная дёрганность и непроизвольные выкрики неподобающих ситуации фраз выходят у него на редкость естественно и органично. При этом уставшие глаза отлично транслируют усталость вселенского масштаба, от которой герою просто так не отделаться. Вдобавок к этому у Нортона вполне получилось создать идеального нуарного персонажа, который хоть и смирился со своим диагнозом, не отчаялся и нашёл свою стезю.


Мозес Рэндольф, которого сыграл Алек Болдуин, явно списан с современной версии Дональда Трампа. Манера речи, вектор мыслей, образ действий и общая презентабельность угадывается сразу. Конечно авторы попытались разбавить злые действия намёками на благие намерения, но по факту перед нами классический злодей без шанса на амнистию.


Тони Вермонт в исполнении Уиллема Дефо сразу бросается в глаза, как важный для сюжета персонаж, не смотря на всю "случайность" его появления. Дефо играет ярко, громко и выразительно, чем временами затеняет главного героя в исполнении Эдварда Нортона.


Брюс Уиллис, который сыграл Фрэнка Минна, кажется, просто забежал на минутку, чтобы посветить лысиной по дружбе, поучаствовать в паре резких диалогов, а потом бесславно погибает.


"Сиротский Бруклин" становится косвенной около-политической американской пропагандой недовольства текущего образа жизни и конкретного человека, стоящего у власти. Это не первый подобный фильм, и явно не последний. Другое дело, что в попытках нащупать современные аллюзии в кино про эпоху полувековой давности, Эдвард Нортон забыл удержать внимание зрителя на конкретной истории. Затянутый хронометраж не играет ему на руку, и от медлительности происходящего очень быстро устаёшь, а рояли в кустах, которые видны невооруженным глазом за пару часов до их появления лишь ещё сильнее раздражают.


"Сиротский Бруклин" получился крайне блеклым на фоне своей задумки и заложенных идей. Это медленный, затянутый, местами откровенно скучный и излишне предсказуемый детектив, но в лучшие свои моменты он отлично передаёт атмосферу Америки 60-х, дополняя его актуальным социально-политическим подтекстом. Как режиссёрская работа Эдварда Нортона фильм проигрывает по многим параметрам, но отличный актёрский состав во главе с тем же Нортоном вполне справляется с тем, чтобы было интересно следить за происходящим. А это чего-то, да стоит.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Боевик про напарников из Майами 25-летней давности
Финальный сезон фантастического сериала про путешествия во времени с отсылками к современной поп-культуре
Российская драма про фанатичное чтение Библии
Компьютерная версия настольной игры про Ведьмака Геральта и его друзей
Экранизация фантастики с абсурдным британским юмором
Сериал про комедийное средневековье
Игровые новинки июля 2020
Российская драма про геймдизайнера и реинкарнацию
Платформер про спасение волшебного леса
Комедийный детектив про американцев в Европе
Второй сезон сериала про разборки Ватикана
Японская игра про эко-террористов
Драма про любовь танцовщицы-русалки и сына чиновника
Мистический детектив про замёрзший Нью-Йорк
Драма про молчаливую девочку с зелёными волосами
Основы педагогики для родителей в художественной форме по Макаренко

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, motherless brooklyn, movies, review, Сиротский Бруклин, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal