s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на сериал "Новый папа" (The New Pope) 2020


В финале сезона "Молодого папы" меня сильнее всего смущал факт наличия продолжения. "Новый папа" в контексте личного путешествия Ленни Белардо, выглядел крайне неуместно. Возникал вопрос - ну что ещё можно рассказать на эту тему? Вроде ж и персональная история вышла потрясающей, и риторических вопросов задана уйма, и пища для размышлений на пару недель вперёд есть, и проблемы современной церкви освещены более чем достойно. Зачем ещё один сезон? Что в нём показывать и о чём рассказывать?. Не посмотришь, не узнаешь, решил я и запустил "Нового папу".


Ленни Белардо, известный как Пий XIII, пережил сердечный приступ и впал в кому. Поддерживаемый аппаратами он уже выдержал несколько пересадок сердца, но так и не очнулся. Его тело бережно охраняется и медсестра постоянно следит за ним, а за окнами завороженная толпа ночует на площади и надеется, что Пий XIII встанет и вернётся к ним, словно Иисус. Но этого не происходит, Ленни лежит в коме, однако это ему не мешает духовно оказываться возле близких и знакомых людей в моменты их радости, боли или потери. Проблема только в том, что коматозный Папа - не самая функциональная фигура для Ватикана, так что кардинал Войелло дёргает за несколько ниточек и убеждает церковь найти нового папу.


Любопытно, что сериал намеренно затягивает момент появления титульного нового папы. В этом можно усмотреть как режиссёрский замысел, в котором личность Сэра Джона Брэннокса преподносится с нарочитой драматичностью, так и сценарную недоработку, где оттягивание вступления нового папы в должность призвано растянуть повествование на девять серий. Причём я склоняюсь именно ко второму варианту, потому что дальнейшее развитие событий выглядит как вытаскивание упирающейся кошки из подвала - сценаристы просто не знают, как превзойти первый сезон с его тщательностью и проработкой, поэтому тратят время на что угодно, кроме развития сюжета. Вместо этого Брэннокс с подведёнными глазами томно смотрит в сторону, развалившись на диване, кричит на разочаровавшихся в нём родителей, регулярно касается маленькой шкатулки у изголовья кровати и общается со звёздами. Зачем добавлять глубины персонажу, если можно выделенный на сериал бюджет потратить на 5-минутные диалоги с Шэрон Стоунт, Мэрлином Мэнсоном или Меган Маркл?


Подтверждая кризис идей, сценаристы решили зациклиться на теме греховности. Причём разбирают её десятками вариантов и освещают с разных сторон. Врущие и ворующие кардиналы, пьющие и занимающиеся сексом монашки, растление малолетних, групповые оргии и прочее, прочее, прочее. Перечислять всё попросту бессмысленно - в каждом тёплом углу местных опочивален уютно расположился многоликий грех, который взирает на проходящих мимо с язвительной ухмылкой и заманивает в свои объятья слабовольных представителей духовенства.


Из интересного и нового, сериал подробно разбирает крайне любопытную тему религиозного фанатизма. Буквально на наших зрительских глазах вырастает самая настоящая религиозная секта, которая крайне зашорена в своих взглядах и отказывается видеть картину в целом. Жить на площади под открытым небом? Кричать лозунги и стоять с транспарантами? Агрессивно относиться к людям с отличной точкой зрения? Идти на крайние меры и совершать преступление, прикрываясь благими намерениями? Всё это есть и рассказывается в достаточной и убедительной манере. Более того, некоторые второстепенные персонажи на себе демонстрируют постепенную трансформацию восприятия, и именно за этим интересно следить.


Ещё мне очень понравилось развитие концепции чуда. Ещё в "Молодом папе" визуализировались мысли о том, что можно считать чудом - появление ребёнка у бездетной пары или сердечный приступ у корыстной монашки всегда можно списать на совпадение и стечение обстоятельств. А как насчёт того, чтобы поднять больного и немощного с постели? Или же чудо - это мать, нашедшая в себе силы выйти на улицу в сопровождении любимого мужа после многомесячных страданий у постели родного ребёнка?

Если на сценарном поприще "Новый папа" в труху проигрывает "Молодому", то в визуальном плане Соррентино, кажется, превзошёл себя. Словно признаваясь в этом, режиссёр чётко вырисовывает линию между душевными терзаниями с эмоциональной тоской и физическим существованием человека с его физиологическими потребностями. Такого количества обнаженки и непотребства в "Молодом папе" не было, потому что сериал в первую очередь воздействовал на душу, тогда как "Новый папа" метит прямо в плоть. Поэтому каждый эпизод начинается с эротичных танцев монашек, а камера от эпизода к эпизоду всё ближе к извивающимся телам.

Кроме того, Соррентино взял единичный эпизод из первого сезона с танцем женщины-посла и превратил его в фирменное завершение каждой серии нового сезона - какой-нибудь из героев обязательно исполнит подобие танца, что выглядит одновременно забавно и эстетично. Другое объяснение новым титрам - это усиление женских персонажей в сериале, и если в титрах происходит явная объективизация женского тела, в самом сериале героини всё сильнее утверждаются в своей власти, влиянии и возможностях.


Джуд Лоу, сыгравший Ленни Белардо (Пий XIII), отлично лежит на больничной койке и томно дышит. Развитие его истории, хоть и выглядит лишним, в финале оказывается более чем достойным. Да, от него уже не разит харизмой за километр, но он становится олицетворением чего-то большего, чем просто главный служитель церкви. На примере этого персонажа, Соррентино окончательно переходит из прямого повествования в повествование метафорическое. Становится важен не сам персонаж, сколько то, что он олицетворяет. Пий XIII трансформируется в символ веры и любви к человечеству - и этом своём качестве ещё более драматично смотрится конец истории.


Джон Малкович в роли Сэра Джона Брэннокса безусловно хорош, но его основная проблема в том, что его персонажа всё время невольно сравниваешь с Ленни Белардо из "Молодого папы". Да, сценаристы потратили время, чтобы создать столь любопытного персонажа, который одновременно будет похож, и в тоже время столь разительно отличаться от прошлого папы. Его личная история один в один повторяет путь, который Ленни уже прошёл - поиск себя, своего места в мире, одобрения родителей. Также как Ленни дружил с кардиналом Дюсолье, так же Джон страдает о потере любимого брата-близнеца. Однако интереснее всё-таки искать различия - если Ленни был ребёнком в теле 47-летнего мужчины, то Брэннокс - это уставший и покорёженный жизнью мужчина преклонных лет, который так и не определился со смыслом своей жизни. В отличии от революционного Пия XIII, папа Иоанн Павел III придерживается минимального возмущения инфополя, но при этом пытается найти свой вариант презентации. Именно поэтому сцена, где он кричал "Нет!" во все стороны света оказывается такой сильной по смыслу и посылу.


Сильвио Орландо, сыгравший кардинала Анджело Войелло, на этот раз получил гораздо больше экранного времени, и с ним даже связаны несколько забавных моментов. Ещё в "Молодом папе" было забавно наблюдать за личностью кардинала, который за занавесом контролирует все ключевые процессы Ватикана, а сам носится по дому в спортивной форме любимой футбольной команды и поглядывает на обнаженную статуэтку в кабинете папы, то теперь веселья добавляет настоящий злой брат близнец двойник. В конклаве кардиналов неожиданно нарисовался некий Хернандез, который похож на Войелло как две капли воды, за исключением одной родинки. Только по ней можно определить, кто перед нами, ведь Сильвио Орландо сыграл обоих кандидатов на пост папы. Благо, что у Хернандез не так часто возникает на экране, так что путаницы не возникает.


Сесиль Де Франс, сыгравшая Софию Дюбуа получила куда больше экранного времени и развитие своего персонажа. Если в "Молодом папе" она буквально сжирала глазами Джуда Лоу, то здесь её героиня проходит путь от покорной жены-фетешистки к состоявшейся личности со своими желаниями.


Другая интересная трансформация произошла с героиней Людивин Санье - Эстер. Почти весь сезон я удивлялся, когда же она стала такой тупой и непроходимо раздражающей? Она предстаёт совершенно совершенно неготовой к жизни личностью, и все эти странные потуги найти новое счастье со странным отцом одиночкой вызывали отвращение, нежели интерес. После этого, тот самый отец-одиночка делает её проституткой для богатеньких уродцев, чем окончательно выбивает персонажа из колеи образа. Однако, если посмотреть на неё под другим углом, картина проясняется. Эстер в "Новом папе" - это не та же самая Эстер из "Молодого папы". Она представляет собой собирательный образ паствы, которая ищет свой путь к богу. И этот путь может оказаться как красной дорожкой к пьедесталу, так и лестницей в тёмный подвал. Режиссёр Соррентино крутит персонажем как хочет, только чтобы озвучить обрывки мыслей, застрявшие у него в голове («А знаешь, чем отличается шлюха от святой?» — «Чем?» — «Ничем»)


Сериал целиком и полностью выезжает на своём визуальном языке. В складках мантий от Армани скрываются потаённые смыслы, а между строк прячутся истинные мотивы. Соррентино хватило бы мыслей, чтобы сделать новый сезон осмысленным и целостным, но ему явно не хватило времени. Поэтому он решил удариться в визуал - решение спорное, но имеет право на существование. Как и главный герой этого сезона, режиссёр находит баланс между продуманностью и эстетическим удовольствием. Ну а чтобы зрители не заскучали без Джуда Лоу, на экране регулярно мелькает обнаженка.
"Новый папа" нельзя назвать бессмысленной поделкой. В нём определенно есть развитие идей, заложенных в "Молодом папе", но вектор этого развития не всем придётся по душе. Можно долго возмущаться обилием шокирующего контента, который добавлен просто чтобы шокировать зрителя, а можно воспринять все эти фетиши, извращения, и странные камео как часть процесса и насладиться метафоричным повествованием.


"Новой папа" это столь же величественное и визуально прекрасное произведение, что и "Молодой папа", однако в сценарном плане это те же рельсы, только сбоку, а тематика в этот раз застопорилась на греховности церкви. Всё что Соррентино хотел сказать - он уже озвучил в "Молодом папе", а "Новый" - это птица более низкого и низменного полёта, обнажающая не самые привлекательные аспекты религиозной жизни и заполняющая смысловую пустоту обнажёнкой и непотребством. Тем не менее, визуально тут всё очень хорошо, но мне этого не хватило.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Японская игра про эко-террористов
Драма про любовь танцовщицы-русалки и сына чиновника
Мистический детектив про замёрзший Нью-Йорк
Драма про молчаливую девочку с зелёными волосами
Основы педагогики для родителей в художественной форме по Макаренко
Мультфильм про приключения двух братьев и половинку их отца
Сиквел кооперативного экшена про расхитительницу гробниц, собирающую осколки египетской статуи
Сериал про 47-мальчика в белом одеянии верховного папы
Игровые ремейки и сиквелы июня 2020
Ремейк тюремной драмы во французской колонии
Роман про жизнь интеллигентов во время гражданской войны
Кооперативный экшен про расхитительницу гробниц и ожившую статую
Триллер про невидимого преследователя сходящей с ума женщины
Второй сезон мультсериала про космических авантюристов
Третий сезон сериала про еврейку-комика 60-х

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, new pope, review, series, tv show, кино, новый папа, обзор, рецензия, сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal