s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на сериал "Молодой папа" (The Young Pope) 2017


"Молодого папу" посмотреть я хотел, на самом деле, давно, просто руки не доходили. То одно, то другое, да и с текущими сериалами надо было разобраться сначала. А тут как-то всё крайне удачно сложилось - и новый сезон вышел (я сейчас про "Нового папу", про которого в следующий раз), и время свободное возникло, так что я решил не оттягивать и с головой погрузиться в проблемы Ватикана.


В Ватикане на пост верховного папы избирают нового кардинала - американца Ленни Белардо. Молодой (всего каких-то сорок семь лет), обаятельный (с улыбкой Джуда Лоу-то) и неопытный (предположительно, но это не точно), так что им можно легко манипулировать (ха, наивные). Однако на деле всё оказывается совершенно иначе. Ленни Белардо, обозвавшись Пием XIII-м (не самое счастливое число, да?), решает кардинально изменить поведение церкви. В глубине его души всё ещё живёт маленький обиженный мальчик, которого родители-хиппи оставили в церковном приюте и свалили в Венецию. И вот этот самый мальчик теперь возмужал и пытается построить новый церковный порядок. Осуществить невообразимую революцию в рядах покрывшихся нафталином стариков. Получится ли у него? Как знать, но за процессом наблюдать невероятно интересно.


Десять серий сериала пролетают в одно мгновение и оставляют настоящую духовную наполненность. Кто бы мог подумать, что сериал, сюжет которого целиком и полностью вращается вокруг религии, окажется не о религии вовсе? Под высоченными сводами роскошных соборов, в окружении кардиналов и священнослужителей, в соблюдении уймы ритуалов и учтении всех санов и регалий, проходя мимо огромного количества истинных произведений искусства, разыгрывается простая, правдивая и искренняя история взросления маленького мальчика, который ищет одобрения своих родителей и всё ещё ждёт, когда папа вернётся и закурит трубку, которую сынок так бережно хранил все эти годы. Это фильм о поиске себя и принятии своего места в этом мире, просто растянутый на 10 серий. То, что герой находит себя в обретении высочайшего религиозного чина, ситуацию не меняет совершенно.


При всей религиозной атрибутике, главным всё равно остаются человеческие отношения. Герои разговаривают о чувствах, эмоциях и стремлениях, и этими диалогами можно буквально заслушаться. Столько в них деликатности, интеллигентности, чувственности и правдивости, что невольно начинаешь копаться в собственной жизни, пытаясь осознать своё место в мире. Сценаристы не пытаются обратить зрителя в веру, но дают ему пищу для размышлений и оставляют наедине с самим собой. Они ловко уходят в тень и оттуда кратким и чутким голосом вещают о вечном. Здесь нет ответов на все вопросы, что правильно, ведь их и не может быть.


Помимо прочего, в диалогах проступает юмор. Ленни Белардо - образованный и начитанный мальчик, который не стесняется идти против течения, гнуть свою точку зрения, а при случае процитировать классику или обратиться к современной поп-культуре. В этом он противопоставляется всей церкви, демонстрируя их полную оторванность от реальной жизни. Они, словно отшельники, живут в замкнутом мирке и зациклились на собственных ритуалах. В этом свете Ленни становится истинным рыцарем в белых доспехах, который выводит их на свет из многолетнего мрака. Не смеяться над хитрым и двусмысленным сарказмом главного героя не устаёшь до самого конца.

При этом сериал становится полностью законченным произведением. Он выверен и продуман от первого до последнего кадра. От сложно-сочинённых диалогов и искренних монологов, до изобретательных мизансцен и молчаливых ракурсов. Сюжет ведёт героя к высшей точке просветления, завершая его трансформацию трагичным, но крайне поэтическим способом. В нём можно даже усмотреть иронию - "молодой" кардинал, который был моложе всех своих конкурентов, оказывается не в состоянии пережить своё пожилое окружение. Однако тем не менее в этом проявляется его эмоциональное взросление - Ленни достигает просветления, будучи гораздо моложе всей ложи кардиналов.


Режиссёр Паоло Соррентино оперирует таким масштабным набором образов, что от сериала очень легко словить эстетический экстаз. С первых же кадров Соррентино погружает зрителя в ожившее религиозное полотно. Не зря во вступительном ролике Ленни проходит мимо художественных произведений, связанных с религией. Эта концепция продолжается регулярным созерцанием героями эпических полотен, расписных потолков, древних статуэток и прочих произведений искусства. А довершается это потрясающей операторской работой, которая захватывает внимание каждым своим аспектом - будь то проход от первого лица, словно по застывшей трёхмерной панораме, когда каждый из кардиналов смотрит тебе в глаза, будь то общие ракурсы, отражающие ничтожность человека перед величественностью окружения, в котором он находится, будь то динамичная камера, вращающаяся вокруг главного героя, подчёркивая цикличность мыслей - всё здесь работает на повествование и отражение эмоций. Образность происходящего не всегда удаётся познать и осмыслить, но насладиться ею можно в полной мере несомненно.


Джуд Лоу, который сыграл главного героя - кардинала Ленни Белардо, ставшего папой Пием XIII-м, буквально держит весь сериал на своей харизме. Будь в этой роли кто-то другой, восторгов было бы в разы меньше. Именно Лоу даёт образу самовлюблённого, принципиального персонажа неожиданное прочтение и восхищение. Ленни Белардо - мальчик тяжёлой судьбы, который транслирует свою боль на тот кусок власти, который попадает ему в руки. И этот самый мальчик в теле 47-летнего мужчины словно отыгрывается за годы послушания, кротости и самоконтроля. Он словно рок-звезда, вырвавшаяся на верхние строчки хит-парадов, диктует свои условия и использует имеющиеся привилегии по максимуму - начиная от такой мелочи, как заперт на курение, введённый другим папой, и заканчивая полным ритуальным облачением, в котором и двигаться-то сложно.


Дайан Китон сыграла сестру Мэри, которая фактически стала для героя матерью. Она в основном держится в стороне и присутствует в сериале скорее как символ материнского начала. Образ, под влиянием которого сформировался характер героя. Это, кстати, крайне любопытный ход - ввести в повествование персонажа, который не столько влияет на сюжет, сколько позволяет сформировать бэкграунд главного героя. И все немногочисленные флэшбеки только подчёркивают эту особенность.


Сильвио Орландо в роли кардинала Войелло - крайне любопытный персонаж. По факту это собирательный образ выражения "серый кардинал", который в контексте сериала обретает буквальный смысл. Однако несколько мелких деталей - таких как зацикленность на древней статуэтке, фанатичная поддержка любимой футбольной команды и скромная эмоциональная отдушина в лице инвалида-дауна - и персонаж обретает фактуру и человечность.


Ещё один интересный образ это девушка Эстер в исполнении Людивин Санье. В ней материализуется образ истинной матери, которая не может иметь детей. Через её персонажа происходит фактическое укрепление Пия XIII-го в качестве буквального святого. И тем интереснее аллюзии на Пьету Микеланджело - сюжет скульптуры повторяется несколько раз на протяжении сериала, добавляя всё новые грани и трактовки.


Вообще, весь сериал богат на визуальные, эмоциональные и психологические аллюзии. Диалогами можно буквально заслушаться, а крепко построенная сюжетная линия, которая ведёт главного героя к психологическому и эмоциональному просветлению, держит темп и градус адекватности, ни разу не проваливаясь в бред. Больше всего меня, конечно, порадовало, что это всё-таки в первую очередь человеческая история в религиозных декорациях, а не наоборот.

С другой стороны к финалу сезона меня всё сильнее смущал факт наличия продолжения. "Новый папа" в контексте личного путешествия Ленни Белардо, выглядел крайне неуместно. Возникал вопрос - ну что ещё можно рассказать на эту тему? Вроде ж и персональная история вышла потрясающей, и риторических вопросов задана уйма, и пища для размышлений на пару недель вперёд есть, и проблемы современной церкви освещены более чем достойно. Зачем ещё один сезон? Что в нём показывать и о чём рассказывать?.... Ладно, с ним разберёмся в другой раз.


"Молодой папа" это во всех смыслах замечательный сериал, в котором отличный Джуд Лоу прекрасно эволюционирует из обиженного 47-летнего мальчика в 47-летнего мужчину, а фоном для этой трансформации служат тайны и интриги ватиканского двора. Сериал отлично написан и прекрасно снят, а смотреть как Джуд Лоу подмигивает в экран, проходя мимо произведений искусства, можно бесконечно.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Игровые ремейки и сиквелы июня 2020
Ремейк тюремной драмы во французской колонии
Роман про жизнь интеллигентов во время гражданской войны
Кооперативный экшен про расхитительницу гробниц и ожившую статую
Триллер про невидимого преследователя сходящей с ума женщины
Второй сезон мультсериала про космических авантюристов
Третий сезон сериала про еврейку-комика 60-х
Приключения наёмниц-лесбиянок по эскимосской мифологии
Подробный путеводитель по галактике
Сериал про стартаперов
Сиквел мультфильма про снежную волшебницу и её друзей
Антиутопичный роад-муви про поезд среди снегов с остатками человечества
Симулятор хакера на минималках
Драма про наёмника с молотком
Боевик про ужасы войны в засыпанных песком небоскрёбах Дубая

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, series, tv show, young pope, кино, молодой папа, обзор, рецензия, сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →