s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на шесть сезонов сериала "Кремниевая долина" (Silicon Valley) 2015-2019


Если имя Майка Джаджа вам ничего не говорит, это ещё ничего не значит. Под его началом на свет появились такие шедевры комедии абсурда как "Офисное пространство" (расправа над принтером прекрасна до сих пор), "Бивис и Баттхед" (которых не знает только пещерный человек) и "Идиократия", которая при всей своей очевидной тупости с каждым днём становится всё более пророческой. И вот в 2015 за авторством Майка Джаджа на свет вышел сериал "Кремниевая долина" (а не "Силиконовая", чтоб её), который, на минуточку, можно считать идеальнейшей репликой современного мира технологий и всего того, что связано с ИТ. Ну а ещё это очень смешной сериал. Так уж получилось, что когда в прошлом году вышел последний сезон, я по ряду причин не смог его досмотреть. В этом году я решил не только восполнить этот пробел, но и для полноты картины пересмотреть весь сериал от начала до конца.


Программист Ричард Хендрикс работает в огромной корпорации с забавным для российского уха названием Hooli и трудится над разработкой инновационных продуктов, грозящих ежедневно сделать мир лучше. Живёт он в доме эксцентричного предпринимателя Эрлиха Бахмана, который организовал у себя инкубатор для стартапов. Ричард как раз варится в этом инкубаторе и свободное от работы на большую корпорацию время написал приложение-медиаплеер Pied Piper (Крысолов или Пегий Дудочник, кому как больше нравится), которое должно помогать находить нарушения авторских прав в аудио-треках. Когда его коллеги ради смеха просят показать им программу, они делают неожиданное открытие - Ричард Хендриск, сам того не зная, разработал уникальный алгоритм сжатия данных без потерь. Пообщавшись с начальником Гэвином Белсоном и осознав весь потенциал своей разработки, Ричард уходит из Hooli и основывает собственную компанию Pied Piper, взяв в неё обитателей инкубатора Бахмана - малоэмоционального технаря Бертрама Гилфойла и пакистанского программиста Динеша Чугтая. Также к ним присоединяется бывший помощник главы Hooli Джаред Данн, восхищённый искренностью и убеждениями Ричарда.


Первый сезон. Ричард колеблется между внушительной суммой, которую ему предлагает Гэвин Белсон за алгоритм и скромным капиталом от Питера Грегори для открытия собственной фирмы, и по ряду причин отдаёт предпочтение второму варианту. Помимо этого Pied Piper участвует в конкурсе программистов ТехКранч Дисрапт (TechCrunch Disrupt), где они соревнуются с бывшими работодателями Ричарада - Hooli, которые посредством реверс-инжиниринга решили скопировать его же алгоритм и преподать как новую инновационную разработку. Однако накануне презентации Ричарду приходит новая идея по оптимизации алгоритма, которая способна изменить баланс сил.


Второй сезон. Сразу после ошеломительного успеха на ТехКранче, к Ричарду потянулись десятки инвесторов, однако следом безоблачное небо блистательного будущего омрачается судебным иском о нарушении права собственности от Hooli. Ричард от отчаяния связывается с безбашенным и раздражающим миллиардером Рассом Ханнеманом, о чём вскоре начинаешь жалеть. Между тем приятеля Ричарда - Нельсона Бигетти по кличке Башка - ставят во главу нового инновационного отдела в Hooli, пытаясь подготовиться к грядущему суду. Инвесторская компания Raviga выкупает у Ханнемана контрольный пакет акций и смещает Ричарда с поста главы компании.


Третий сезон. Новый начальник Pied Piper Джек Баркер тратит кучу денег на новый офис и маркетологов, что идёт в разрез с видением Ричарда, которого назначили техническим директором своей же компании. Вместо разработки облачной платформы Баркер заставляет программистов делать файловый сервер. Когда некомпетентность Баркера замечают в Равиге, его увольняют, а должность возвращают Ричарду. Он наконец завершает разработку облачной платформы и запускает её. Однако ею пользуется очень мало людей, поэтому весь проект рискует провалиться. Неожиданно на помощь приходит Динеш, который адаптировал алгоритм Ричарда для видеочата.


Четвёртый сезон. Видеочат под началом Динеша набирает популярность, а Ричарду откровенно не хочется им заниматься. Вместо этого с подачи Расса Ханнемана он вдохновляется идеей Нового Интернета. Между тем Гэвин Белсон вступает в открытую конфронтацию с Джеком Баркером, которого взяли в Hooli, и в своей маниакальной манере он доводит дело до того, что самого Гэвина увольняют с поста директора. Глава Raviga Лори вместе с Моникой основывают собственную инвесторскую фирму Bream/Hall и при помощи Эрлиха Бахмана привлекают в неё инноватора виртуальной реальности Кинана Филдспара. Однако когда тот кидает Бахмана и заключает договор с Hooli, Эрлих отправляется на Тибет, куда к тому времени уже уехал Гэвин Белсон в поисках духовного просветления. В отчаянии найти деньги, Ричард договаривается со страховой фирмой о контракте хранения данных, но череда безумных случайностей приводит к потере гаражного сервера, где хранились данные. По тому же безумному стечению обстоятельств всех спасает Гилфоил, который взломал умный холодильник, приобретённый азиатским программистом Дзан-Янгом и подключил его к сети Pied Piper незадолго до потери сервера. В результате подключённые к интернету умные холодильники стали живым воплощением концепции децентрализованного интернета.


Пятый сезон. Команда Pied Piper снимает новый офис и нанимает программистов для работы над децентрализованным интернетом, однако вернувшийся в Hooli Гэвин Белсон пытается ей противостоять при помощи китайских производителей телефонов. Инвестиционная компания Bream/Hall вынуждает Ричарда объединиться с фирмой Eklow, занимающейся разработкой искусственного интеллекта, что чуть не губит компанию накорню. Значимой фигурой становится Дзан-Янг, который после исчезновения Эрлиха Бахмана, доказывает суду его смерть, забирает себе его дом, организовывает собственный инкубатор и собирается создавать китайские копии известных приложений, а помимо прочего собирается создать собственный новый "новый интернет" в пику Ричарду Хендриксу. Сам Ричард решает соскочить с финансового поводка инвесторов и соглашается запустить криптовалюту.
После нескольких месяцев неудач всё становится только хуже. Глава Bream/Hall Лори объединяется с китайским производителем железа Яо, который работал с Белсоном, когда тот пытался выкупить патент на китайскую версию децентрализованного интернета у Дзан-Янга, переехавшего к тому моменту в Китай. Ричард приходит к Гэвину Белсону домой и предлагает объединиться против Лори и Яо, но тот в последний момент обманывает Ричарда. Ситуацию спасает разработчик онлайн-видеоигры Врата Галлу (Gates fo Galloo), который присоединяется к сети Pied Piper, добавляет к ней своих пользователей и получает контроль над сетью, набрав необходимый для этого 51% устройств. Наконец, после всех провалившихся сделок, неудачных запусков и откровенных провалов корпорацию Hooli покупает Amazon, ну а Pied Piper в кои-то веки безоблачное будущее.


Шестой сезон. Pied Piper становится крупной ИТ-компанией и Ричард выступает в конгрессе, пропагандируя идеологию открытости децентрализованного интернета, который не собирает пользовательские данные. Однако позже выясняет, что автор игры Gates of Galloo Колин всё это время именно этим и занимался. Пытаясь избавиться от Колина, Ричард связывается с чилийским миллиардером Максимо Райсом, но это выходит ему боком. Гэвин Белсон окончательно покидает Hooli и решает заняться пропагандой Технической Этики - Тэтики (Tethics). Ричард считает это лицемерием и находит способ унизить Гэвина, однако тот снова оборачивает ситуацию против него и у Ричарда срывается крупная сделка с AT&T. Помощи приходится просить у вездесущего Расса Ханнамана, который организовывает музыкальный фестиваль RussFest. Прямо во время подготовки Ричард обнаруживает, что его сеть не поддаётся масштабированию и подозревает в этом засланцев от Лори и Яо. В самый последний момент Ричард принимает решение внедрить в сеть Pied Piper разработанный Гилфойлом и дополненный Динешом искусственный интеллект, который раскрывает весь потенциал созданной ими сети. Однако некоторое время спустя Ричард обнаруживает, что они вместе создали монстра, способного обходить любые ограничения и защиты. Поэтому все вместе они принимают решение саботировать глобальный запуск своего децентрализованного интернета.


Весь сериал это один большой форс-мажор, который работает как часы. Каждая серия предлагает героям очередную проблему, которая либо возникает из ниоткуда, либо появляется вследствие их же действий. При этом всё это дополняется мета-сюжетом, когда маленькая команда действительно талантливых разработчиков сталкивается с личными и социальными проблемами, влияющими на их решения и поступки не самым лучшим образом. То есть большинства описанных ситуаций можно было бы избежать, но тогда было бы не так смешно. Юмор сериала базируется на постоянном противопоставлении гиковских и асоциальных навыков современному обществу и его базовым принципам взаимодействия. Герои просто оказываются не готовы к внешнему воздействию, но избегать столкновения с ним физически невозможно. Другой часто используемый приём - повторение одних и тех же сюжетных и визуальных ходов и их противопоставление ситуации в целом. Так, например, за весь сериал Ричард Хендрикс несколько раз являлся в дом к Гэвину Белсону, и каждый раз находил его в полуразрушенном состоянии, а сам Гэвин вяло мимоходом предупреждал Ричарда о разбитом стекле на полу. Некоторые персонажи сделаны нарочно отталкивающими, но на деле это делает их только более запоминающимися, яркими и колоритными - как, например, Расс Ханнеман, чья классификация машин по типу открывания дверей иначе как гениальной не назвать.


При этом все герои находятся в этакой эмоциональной суперпозиции. С одной стороны они все пребывают в психологической стагнации и остаются "сами собой" до самого конца, но с другой стороны они всё время находят в себе ресурсы, чтобы эволюционировать и расти. В итоге получается просто идеально - персонажи не вырастают из собственных проблем, но пережитые трудности формируют личности, которым хочется переживать, несмотря на совершаемые ими ошибки. Финальный эпизод сделан в стиле флэшфорвард (противоположный флэшбеку), рассказывающий о событиях спустя несколько лет. Актёров покрыли толстым слоем старящего грима и устроили reunion, который получился с одной стороны меланхолически грустным, но с другой - не без юмора. Кроме прочего, этот последний эпизод сделали в стиле мокьюментари, и даже запихнули в него ворох реальных ИТ-личностей, например Билла Гейтса.

Также следует отметить, что "Кремниевая долина" - это лучший сериал про информационные технологии и технических гиков, который отлично начался и шикарно закончился на высокой ноте, не растеряв ни одного одного персонажа по дороге. Даже уход ТиДжей Миллера в четвёртом сезоне обыгран достаточно естественно и правдоподобно, хотя, конечно, его не хватает в последних двух сезонах. Британские "Компьютерщики" (IT Crowd) и гиковские "Теория большого взрыва" (The Big Bang Theory) со временем превратились в блеклые копии "Друзей", растеряв по дороге все свои ключевые моменты и переключившись на комедию взаимоотношений, а не комедию определённой тематики. "Кремниевая долина" отличается от них тем, что совершенно не растеряла своих уникальных особенностей и авторы сумели до самого конца остаться верными себе и своим персонажам.

Интересен момент актуальности сериала. Авторы на протяжении всего производства оставались на гребне прогресса и вникали в суть ИТ-процессов и около-ИТ-культуры. Результатом стало не только подробное освещение всего, что связано со стартапами, программированием, методами работы и многочисленными подводными камнями, связанными с монетизацией любимого дела, но и регулярные референсы к происходящим в современном ИТ-мире событиям. Так тут есть отсылки к разработкам автономных роботов Boston Dynamics, которые очень забавно поддерживают равновесие, если их толкают; виртуальной реальности в целом и к основателю Oculus Rift Палмеру Лаки в частности; буму криптовалют, технологическим выставкам, экспо, конференциям и конкурсам; и многому-многому другому.


Майк Джадж режиссировал только некоторые эпизоды, но выбранное им направление придерживалось достаточно строго. Каждый персонаж получал свою долю экранного времени, а некоторые герои второго плана регулярно возвращались в сериал в том или ином статусе. Помимо прочего, очень любопытно следить за изменением вступительной заставки, где в окружении ИТ-гигантов отстраивается здание, формирующее название сериала. Крупные игроки, как Intel, HP, Oracle остаются без изменений все сезоны, тогда как Oculus оказывается поглощён Facebook'ом; над Google выстраивается новый заголовок Alphabet, над картой пролетают дроны Amazon, появляется азиатская вывеска Alibaba Group, отстраивается здание Tesla и к нему тянутся вереницы именованных грузовиков. Также можно заметить логотипы и названия ИТ-контор помельче, которые появляются, исчезают, заменяются и модифицируются.

В самом же у авторов сериала стояла хитрая задача донести юмор ИТ-сферы людям, которые с ней слабо знакомы, но при этом не выглядеть профанами. Многочисленные консультанты позволили авторам не потонуть в глазах людей, разбирающихся в теме и при этом помогли изобрести достаточно наглядные визуальные элементы, чтобы донести сложные аспекты программирования, аналитики и используемых технологий. Ключевым моментом стало то, что любая упоминаемая технология смещает акцент внимания на эмоции, которая она вызывает, нежели на то, чем она по сути является. Человеческие эмоции понятны всем, поэтому сериал прятно смотреть людям, далёким от ИТ-индустрии. В конце концов, сериал рассказывает о вещах, которые нас окружают - интернет, мобильные телефоны, сети, приложения. Всё это уже стало часть нашей жизни, поэтому даже пара инсайдов о внутренней кухне стартапов и жизни разработчиков оказывается более чем уместными.

Томас Миддлдитч крайне успешно сыграл главного героя - Ричарда Хендрикса. Всем его припадкам и нервным заболеваниям искренне веришь, и при этом его регулярно становится откровенно жаль. Весь сериал ему раз за разом приходится открывать всё новые дали в стороне от его зоны комфорта и наблюдать за этим не надоедает до самого финала.


Мартин Старр в роли Бертрама Гилфойла это бесспорный фаворит и ролевая модель для перманентного восхищения. Есть что-то неуловимо завораживающее в его непоколебимой уверенности в себе и способности адаптироваться к любой возникающей ситуации. Он словно хамелеон, слившийся с окружающими его экранами компьютеров, следит за происходящим и даёт ответы, когда вопрос ещё только формируется.


Кумэйл Нанджиани, сыгравший Динеша Чугтая, сначала скорее раздражал, нежели веселил. Однако со временем сценаристы раскрыли потенциал героя на всю катушку, а актёру дали почувствовать и радость победы и отчаяние поражения, которые делают из него сильного командного игрока, без которого всё происходящее не было бы таким безумным.


Моника Холл в исполнении Аманды Крю разбавляет всю эту сосисочную вечеринку и привносит элемент женской непредсказуемости в быт компьютерных гиков. Интересен момент её эмоционального дистанцирования от остальных персонажей и, одновременно, искреннего переживания за их судьбу. Благодаря этому её персонаж не смотрится какой-то функцией и воспринимается как часть единого целого.


Зак Вудс буквально завораживает в своём образе Дональда "Джареда" Данна. Этакий эталон верности и гибкости, который готов нести любые потери во благо кого-то другого. Искреннее самопожертвование становится его ключевой линией поведения, а уж сколько юмора он вносит, и не сосчитать. И тем забавнее наблюдать трансформацию Джареда в нечто страшное в последних сезонах.


Мэтт Росс не только сыграл главу Hooli Гэвина Белсона, но и выступил режиссёром нескольких эпизодов. И то, и другое у него получилось блестяще. У него получился максимально человечный злодей, который не просто пытается вытеснить с рынка конкурента, но делает это изящно, грубо, продуманно и эмоционально, чем оставляет о себе положительное впечатление, несмотря на все ужасные поступки.


ТиДжей Миллер в роли Эрлиха Бахмана первые четыре сезона главное - он ярко контрастирует со всей остальной социофобной братией, окружающей его. Несмотря на излишнюю яркость, помпезность, завышенное самомнение и экспрессивность, он оказывается ярким пятном на фоне замкнутых компьютерщиков, способным склонить собеседника на свою сторону даже в самой отчаянной ситуации. И сильнее всего эту черту стало видно, когда Миллера убрали из шоу.


Любопытный момент, что Кристофер Ивэн Уэлш, сыгравший главу Равиги Питера Грегори, неожиданно скончался во время работы над первым сезоном и авторам пришлось адаптировать сценарий согласно этому событию. Именно поэтому смерть Питера Грегори оказалась такой неожиданностью во втором сезоне сериала.


Вообще весь сериал оказывается паноптикумом социапатов, социофобов, психов, задротов и других асоциальных личностей. Буквально каждый персонаж олицетворяет определённую степень болезненного социального взаимодействия и именно на этом построен юмор сериала. Смотреть на нормальных и здоровых людей никому не интересно. А вот на гиков с проблемами в общении, которые вынуждены много и активно общаться - пожалуйста. Дестабилизация здоровья из-за психологической нагрузки, токсичные взаимоотношения с взаимной ненавистью, перед которой меркнет собственный комфорт, ненависть и обожествление корпоративной культуры, замкнутость и нелюдимость посреди толпы людей, отрицание человеческих норм поведения и элементарной порядочности, и ещё многое-многое другое смешивается в безумный коктейль, в котором всегда можно найти что-то своё. Это ли не идеальный пример универсального комедийного сериала, который можно советовать всем подряд?


"Кремниевая долина" это бесподобный и уникальный комедийный сериал про группу технарей, продвигающих в мир своё видение будущего. Он прекрасен в каждом своём аспекте и умудряется держать высокую планку все шесть сезонов, не снижая градус безумия, юмора, креатива и злободневности. В современном мире засилья технологий это один из немногих сериалов, которые не только веселят, но и открывают завесу тайны перед миром высоких технологий, за что авторам стоит быть безмерно благодарным.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Сиквел мультфильма про снежную волшебницу и её друзей
Японские игры апреля 2020
Антиутопичный роад-муви про поезд среди снегов с остатками человечества
Симулятор хакера на минималках
Драма про наёмника с молотком
Боевик про ужасы войны в засыпанных песком небоскрёбах Дубая
Видеоигра от Стивена Спиберга про исследование другой планеты
Криминальная комедия про продажу нелегального бизнеса
Роман про коллекционера бабочек и его пленницу
Женский боевик про эмансипированную клоунессу и её подруг
Мой дайджест Оскаровских номинантов и лауреатов
Экранизация женского романа про четырёх сестер
Военная драма про доставку одного послания
Комедийная драма про нацистского мальчика и его воображаемого фюрера
Симулятор курьера с младенцем в капсуле под темпоральным дождём
Драма про американский развод
Рисованный слэшер про мстительного мексиканца


Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.

Tags: cinema, hbo, movies, review, series, silicon valley, tv show, кино, кремниевая долина, обзор, рецензия, сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →