s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на игру "Hacknet" (2015)


Разработчик: Team Fractal Alligator
Платформа: PC
Дата выхода: декабрь 2015
Время прохождения: 8,5 часов

Ещё одна игра из списка восьмичасовых, ещё один шаг на пути к закрытию хвостов. На этот раз - симулятор хакера. Я точно помню, что приобретал его на волнах ностальгии по UpLink'у фирмы Introversion Software и в надежде на что-то более продвинутое. Собственно, вот и пришло её время.


Нам на почту приходит послание от некоего Бита, который просит расследовать причины его смерти. Он косвенно обучает нас базовым умениям хакерства и отправляет внедряться в хакерскую группировку. На предстоит вламываться в различные компьютерные системы, обходить прокси и файерволы, разблокировать порты, выискивать информацию, корректировать данные, подчищать логи и уходить от преследования. Интересно? Ещё бы.


Банальная завязка превращает компьютерную консоль с аскетичным интерфейсом нашим окном в мир, где обитают зловещие корпорации, обиженные обыватели, испуганные свидетели и другие искатели правды. Нам выдают инструменты для взлома многочисленных компьютерных сетей и относительную свободу действий. То есть в рамках определённых ограничений можно делать всё что угодно, но задание нужно выполнить. Любое задание - это маленькая история, которая не отличается изобретательной завязкой, но как минимум даёт пространство для манёвра и материал для практики, чтобы освоиться с имеющимся инструментарием, добыть что-то новое или опробовать альтернативный способ решения задачи.
Отдельно выделяются сюжетные миссии, которые выглядят как обычные рядовые задания, но, по факту, они продвигают сюжет вперёд и предлагают несколько нетривиальных задач, над которыми придётся поломать голову. Как вам, например, взлом действующего встроенного кардиостимулятора, чтобы устроить принудительную эвтаназию мучающемуся пациенту? Наблюдение за ритмом сердца в реальном времени с характерными звуками биомониторов прилагаются. Другой раз нам поступит задание выследить другого хакера и прямо посреди операции этот самый хакер сам начнёт нас взламывать. Да - в игре есть пара опций прекратить взлом, но неожиданность ситуации может просто не позволить вспомнить требуемую консольную команду. Благо что штраф за взлом не слишком сильный или обидный - нас лишают графического интерфейса и принуждают обойтись одной лишь командной строкой, чтобы вернуть всё на круги своя.


Сложность игры постепенно растёт от начала к финалу, а ближе к концу появляются "невзламываемые" системы и приходится проявлять настоящую изобретательность в попытках разобраться, что к чему и где найти ключ от следующей двери, когда совершенно не понятно, что тут дверь, и есть ли у неё вообще замок. Сюжет подаётся в основном через письма, которые приходят на почту и различные документы, которые в том или ином виде хранятся на компьютерах. То есть получается, что большинство информации тут ознакомительного свойства и крайне важна личная любознательность, если хочется докопаться до истины. Некоторым такой подход окажется не по плечу - всё-таки чтение текстов через аскетичный интерфейс с преимущественно текстовым вводом не самый популярный способ потребления информации.

Финал игры обыгрывает историю о мега-корпорации, которая разрабатывала секретную технологию тотального контроля и подчинения, финалом которой становится раскрытие смерти того самого Бита, который был одним из ключевых разработчиков этой технологии. Ему совесть не позволила продолжать работу над проектом, и он решил саботировать его, правда для него всё закончилось не очень хорошо. Ну а игроку досталась роль хакера-детектива, раскручивающего весь этот клубок. Идея не нова, но подать её через статичный интерфейс компьютерной консоли оказывается смелым и элегантным решением.


В игре нет ни одной кат-сцены, видеоролика или 3D-анимации - современному глазу тут попросту не за что зацепиться. Весь экран занимает скромный интерфейс, поделённый на функциональные блоки. Большая часть экрана - это голая командная строка. Треть экрана занимает визуальная консоль - там отображается дерево каталога, веб-страница или доступные UI-команды. Совсем немного места занимает глобальная карта, которая постепенно заполняется новыми узлами для подключения, ну и узенькая полоска сбоку - это доступная оперативная память. Она становится основой геймплея - именно от неё зависит, что мы можем, а что не можем делать. Чуть позже в игре возникает возможность изменения внешнего вида интерфейса - с одного из компьютеров можно скачать приложение, меняющее тему интерфейса. Доступные темы тоже скачиваются с разных компьютеров - некоторые просто меняют цвет рамочек, а другие помимо прочего - расположение функциональных блоков. Полезная, надо сказать вещь, если надоест смотреть на один и тот же интерфейс в течение нескольких часов к ряду.
Среднестатистическая миссия выглядит следующим образом - мы заходим на сервер с заданиями, выбираем первое попавшееся (ну или целенаправленно выбираем чем заняться) и ждём письмо с подробностями. В нём детали задания, чётко обозначенная цель и несколько ссылок на целевые узлы. Кликнув на ссылки, мы добавляем IP-адреса узлов на глобальную карту - это просто визуальная опция команды connect . Зайдя на узел, необходимо провести его анализ командой Probe. Он показывает системы защиты и имеющиеся заблокированные порты. Тут же указывается количество портов, требуемых для успешного взлома - чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше портов надо открыть. В нашем распоряжении есть несколько приложений для взлома конкретных портов, которые важно запускать с правильным синтаксисом. Никто не запрещает запускать несколько взломщиков одновременно, но на все сразу не хватит оперативной памяти, упомянутой выше. Копаясь в разных системах, мы увеличим набор доступного инструментария, но принцип действия не изменится ни на байт. Со временем взлом портов усложнится наличием файервола и прокси, но и на них к этому моменту найдётся управа.


В целом реализация процесса взлома получилась одновременно простой и увлекательной. Знай себе гляди на системы защиты и запускай соответствующие консольные команды. Каждая из них запускает симпатичный визуальный интерфейс с анимациями перебора паролей, обнуления цифровых блоков, демодуляции сигнала и прочих занудных процессов. Важно другое - несмотря на аскетичный вид, игра удерживает внимание. Попискивающий таймер отслеживания добавляет напряжения и подстёгивает барабанить по клавишам, набирая команды. Да - процесс далёк от реального взлома компьютерных систем, но игра и не ставит задачи хоть на шаг приблизиться к реализму.
С другой стороны, процесс взлома получился крайне шаблонным и универсальным. За восемь часов игрового процесса его можно научиться осуществлять с закрытыми глазами. Уже к середине игры я начал скучать от рутинных действий, повторяющихся из раза в раз. Сложилось даже ощущение, что я не играю, а работаю. Супруга, проходя мимо, даже не сразу поняла, что это видеоигра, а не какой-то рабочий интерфейс. Даже модные анимации прямиком из фильмов про хакеров (типа "Хакеры" или "Пароль Рыба-Меч") скорее запутывают, нежели подтверждают догадки. Так что человека, далёкого от информационных технологий, всё происходящее на экране вряд ли впечатлит визуально.


Зато когда игра по сюжету проваливается в синий экран, сначала даже становится не по себе - мне понадобилось несколько лишних секунд, чтобы осознать, что BSoD наступил в игре, а не у меня на компьютере. Такое импровизированное ломание четвертой стены отлично работает на эмоциональный отклик и игровой опыт - не часто такое встречается.

Обидно только, что не все миссии выполнены с таким старанием - всё таки пара десятков однообразных миссий хоть и тренируют игрока к автоматизации своих действий, но увлекательность происходящего сильно страдает. Окончательно освоившись с интерфейсом, миссии проходишь с ленцой и без энтузиазма - тут нет какой-то прокачки или развития. Всё упирается в наличие определённых программ и умение ими пользоваться - простор для эксперимента минимальный. Постепенно приходит осознание, что почти у всех миссий буквально один вариант решения, и нужно лишь его найти. Игре не хватает ощущения опасности, значительного штрафа за неверные действия.


Hacknet это приятный симулятор хакера, который романтизирует и упрощает процесс взлома компьютерных систем, сводя его до уровня тыканья по иконочкам и активного использования командной строки. Суть всего происходящего довольно быстро превращается в рутину и только ключевые сюжетные задания по настоящему позволяют восхититься геймплейной составляющей. Если вас не пугает аскетичный интерфейс, бегущие по экрану 100500 символов, из которых вы без проблем выцепляете ключевые данные, Hacknet вам точно понравится.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Драма про наёмника с молотком
Боевик про ужасы войны в засыпанных песком небоскрёбах Дубая
Видеоигра от Стивена Спиберга про исследование другой планеты
Криминальная комедия про продажу нелегального бизнеса
Роман про коллекционера бабочек и его пленницу
Женский боевик про эмансипированную клоунессу и её подруг
Мой дайджест Оскаровских номинантов и лауреатов
Экранизация женского романа про четырёх сестер
Военная драма про доставку одного послания
Комедийная драма про нацистского мальчика и его воображаемого фюрера
Симулятор курьера с младенцем в капсуле под темпоральным дождём
Драма про американский развод
Рисованный слэшер про мстительного мексиканца
Рождественский мультфильм про эгоистичного почтальона и мастера-кукольника
Финальный сезон сериала про нуарную супергероиню-алкоголичку

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.



Tags: games, hacknet, review, игры, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments