s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

"Педагогическая поэма". Антон Семенович Макаренко


Всегда, когда речь заходит о педагогических практиках, довольно часто вспоминается фамилия Макаренко. В связи с этим, я решил посмотреть, что же у Макаренко есть любопытного почитать и ключевым его произведением оказалась "Педагогическая поэма". Вот за неё-то я и взялся.


В 20-х годах 20 века Антона Семёновича Макаренко назначили заведующим колонией для несовершеннолетних нарушителей. В его распоряжении было несколько полуразрушенных зданий, приближающиеся морозы и свора беспризорников с воровским прошлым, которые самого Макаренко ни во что не ставили. И с такими вводными он умудрился основать ладную колонию, приучить ребят к труду, отработать кучу самостоятельно придуманных методик воспитания, а потом ещё и развить это всё но огромных масштабов, не смотря на постоянные сомнения со стороны руководства и отсутствие одобрения и понимания его педагогических техник.

Объёмная "поэма" получилась комплексным произведением, которое служит скорее записями дневника и регулярным жизнеописанием отдельно взятого коллектива, нежели литературной работой. Поначалу от местного стиля повествования становится не по себе. Автор буквально хватается за всё подряд и не выводит какой-то стройной сюжетной линии. Можно даже сказать, что её практически нет. Внушительная часть первых глав посвящена отдельным эпизодам из жизни, в которые вплетаются описания характеров героев. С другой стороны такая подача позволяет в рамках отдельной главы проследить путь отдельно взятого человека - Макаренко иногда, рассказав о конкретном мальчишке, потом к нему и не возвращается. А в последующих главах хватается за другого и, расписав небольшую вводную о нём, возвращается к истории, которая важна в хронологии в данный конкретный момент. То есть, первую треть книги уловить временную составляющую описываемых событий крайне сложно. К середине Макаренко гораздо лучше выстраивает хронологию событий и главы уже не выглядят разрозненными эпизодами из жизни. Появляются ключевые стремления и цели героев, благодаря чему воспринимать происходящее становится значительно легче.

Сложным моментом стало регулярное переключение на украинский язык в диалогах - то есть, вроде бы, по построению предложений и контексту ты догадываешься, о чём идёт речь, однако дословное понимание откровенно хромает. Здесь же повсеместное использование устаревших советских терминов и сокращений, типа наробраз (комитет народного образования), которое слегка усложняет восприятие происходящего.

Ближе к финальной трети повествование становится на удивление стройным и равномерным. Примелькавшиеся герои даже начинают вызывать эмоциональный отклик, а за развитие событий начинаешь даже переживать. Во многом это удалось благодаря тому, что Макаренко к финальной трети умудрился нагнать пессимизма относительно грядущих перемен. То есть у него получилось убедить читателя, что вся выстроенная им система может разбиться о массовое непонимание чуждого коллектива.

В плане же педагогических методик книга воспринимается именно как наглядные примеры на конкретных ситуациях, нежели обобщённая методология. Однако именно такие конкретные примеры оказываются крайне полезными и эффективными для понимания современных эффективных методов обучения. Понятное дело, что никто сейчас не отправит ребёнка в детский трудовой лагерь, где нужно будет вставать по сигналу горниста и учиться действовать в коллективе. Однако такие аспекты современных технологий обучения как наставничество, коллективная ответственность, распорядок дня и дисциплина, творческое развитие и унифицированный дресс-код был расписан Макаренко почти что век назад. Именно поэтому, даже не смотря на все используемые и описанные архаизмы, книга совершенно не утратила своей актуальности.

"Педагогическая поэма" это довольно простое, но при этом ёмкое жизнеописание практики Антона Семёновича на поприще перевоспитания беспризорников с уголовным прошлым. Здесь нет далеко идущих выводов, но зато есть живые примеры общения с подрастающим поколением и их наставление на честный труд. Методы работы как таковые здесь не описываются, но общую концепцию разглядеть можно. Вдобавок за семь сотен страниц по хорошему привязываешься к героям и даже переживаешь за их судьбу, так что читать ещё и интересно.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Роман про надзирателя тюремного блока и негра с волшебными руками
Книга о гениальном геймдизайнере
Роман об английской аристократии
Драма про становление клоуна-анархиста
Фантастика про одинокого астронавта в поисках отца
Приключения боевого пепелаца
Сериал про супергероев-извращенцев
Судебные процессы среди животных в предреволюционном Париже
Драма про потерянное поколение
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Сиквел ужастика про клоуна с красным шариком
Девятый фильм Квентина Тарантино про Голливуд 60-х
Драма про маленького человека в тоталитарном обществе
Военная драма об ужасах войны
Третий сезон сериала про очень странный городок и подростков

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
Tags: books, review, Педагогическая поэма, книги, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments