s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Джокер" (Joker) 2019


У каждого, кто знает комиксы DC в общем и комиксы о Бэтмене в частности, есть собственный рейтинг киноверсий Джокера. Кому-то ближе клоунада Джека Николсона, кому-то злобный смех Марка Хэммила, кто-то нашел что-то завораживающее в психопате Джареда Лето, но в большинстве случаев фаворитом всегда оказывается социальный безумец Хита Леджера. Но теперь этот список пополнился ещё одним кандидатом, который опять внёс что-то своё в знакомую таинственную формулу клоуна-злодея.


Артур Флек работает клоуном в небольшом агентстве анимации, но мечтает о карьере стенд-ап комика. Правда, его мечты далеки от реальности, ведь он одинок, беден, живёт с больной мамой и страдает психическими заболеваниями. Для всего мира он просто клоун, которого можно безнаказанно избить на грязном асфальте в подворотне, заваленной мусором. Городские беспорядки, забастовки мусорщиков, отвратительная обстановка и всеобщая ненависть давят Артура, как мошку на лобовом стекле жизни. С каждым днём чёрная полоса его существования демонстрирует всё новые грани черноты, и до момента, когда он окончательно сорвётся остаётся совсем немного.


Первое, что следует отметить, это косвенную принадлежность фильма к комиксам. Да, в качестве места действия используется Готем 80-х годов. Да, в качестве главного героя выступает человек, который ближе к финалу попросит называть себя Джокером, а одно из примечательных мест - психиатрическая больница Аркхэм. Да, тут есть поместье Уэйнов и молодой Брюс, а на радость фанатов комиксов есть известная сцена в подворотне с выстрелом на глазах у мальчика, и даже рассыпающийся жемчуг на месте. Однако на этом всё - классическая формула кинокомикса тут не работает, зато обнажает зубы мрачная и жестокая драма о маленьком человеке, отторгнутом обществом. Оставив где-то в периферии мозга информацию о комикс-родословной, авторы выписывают социальное высказывание о ненависти в обществе, о деградации человеческих отношений и принижении статуса обычного человека.


Сюжет концентрируется на Артуре Флеке и его беспросветной жизни. Каждый его день мрачнее предыдущего и ворох проблем растёт как снежный ком. Именно под этим гнётом мрачных обстоятельств в глубине чахлого дистрофичного тела назревает конфликт, который вырывается наружу отчаянно жестокими действиями человека, доведённого до крайней точки невозврата. Стоит только поражаться с каким вниманием к деталям преподносится эта трансформация, и насколько умело и правдоподобно она описана. Речь здесь в первую очередь о психологическом давлении, которое общество оказывает на главного героя. По сути, именно окружающее общество создаёт анархиста, который всего-то хотел нести людям радость.


Мрачность повествования достигается постоянным нагнетанием атмосферы, в которой каждый кадр, наполненный грязью, мусором и безысходностью, всё глубже проникает в душу главного героя. Визуально прекрасный Готем становится аллюзией на любой мегаполис, в котором коррупция и разруха уничтожает каждую отдельную личность снайперскими выстрелами.

Дополнительных очков фильму добавляет композитор Хильдур Гуднадоттир, которая в этому году уже показала высокую планку в мини-сериале "Чернобыль". Здесь её тяжёлые запилы на виолончели давят так сильно, что отпечаток чёрной полосы жизни Артура Флека выжигается на барабанной перепонке. Музыка в фильме дополняет мрачную атмосферу Готема и, тем более, передаёт боль в душе главного героя.


Важным аспектом трансформации главного героя становятся танцы. Удивительно, но они постоянно становятся немой демонстрацией истинных чувств героя, тогда как иначе он выразить их не в состоянии. В этом плане его танец буквального перерождения после сцены в метро прямо таки завораживает и пугает одновременно.


Хоакин Феникс, сыгравший Артура Флека, кажется, превзошел самого себя. Его игра не просто завораживает, но буквально притягивает к себе взгляд и хочется не пропустить ни одного жеста или мимического движения этого представления. Его психически больному смеху неистово веришь и Феникс буквально заставляет поверить, что это действительно серьёзное заболевание. Это пугающая комбинация боли в глазах и улыбки на лице ещё никогда не была настолько правдоподобной. Чувствуется, что Феникс черпал вдохновение в предыдущих экранизациях, но тем не менее построил нечто своё, внеся в образ безумного клоуна постепенное истребление человечности.


У Роберта Де Ниро здесь довольно эпизодическая роль телеведущего Мюррея Франклина, в которой он становится мечтой во плоти для Артура. Здесь он становится ещё одной параллелью, отсылающей к "Таксисту" Мартина Скорсезе, хотя нельзя не признать, что в имеющихся сценах он держится отлично.


С одной стороны в кои-то веки у DC вышел тот мрачняк, который они хотели повторить со времён нолановского Бэтмана, но с другой стороны, "Джокер" останется одиноким фильмов с высоким возрастным рейтингом, у которого не будет продолжения. Я как раз таки отношусь к той категории людей, которая никогда не захочет увидеть продолжения подобного фильма. Не потому, что он плох или в чём-то ужасен. Наоборот - он настолько прекрасен и целостен, что ему не нужны никакие продолжения или развития идеи.

Более того, тут возникает вопрос каноничности происхождения персонажа, ведь если принять происходящее за чистую монету, то получается, что Джокер - это не безумный гений преступного мира, а жалкий неудачник, оказавшийся в нужное время не в том месте. То есть, можно даже заключить, что на его месте мог оказаться любой другой человек в клоунской маске, столь же подавленный эмоционально. В этом фильме Джокер не строит грандиозные планы повергнуть город в пучину хаоса - он полностью сосредоточен на маниакальной идее быть замеченным. Опять же, возвращаясь к происхождению персонажа - тут нет никакого купания в химикатах, после чего его кожа стала болезненно белой, а волосы - зелёными.
Однако, тут в дело вступает очень хитрый приём ненадёжного рассказчика, который по сути ставит под сомнение не только концовку, но и содержание всего фильма целиком. Что если вся эта история - лишь плод больного, всё ещё сидящего в психушке Аркхэма и бегающего по коридорам от санитаров. То есть верить или нет рассказанному - остаётся на совести зрителя.
Возвращаясь же к спору "какой Джокер" лучше, я однозначно ставлю Хоакина Феникса на ОДНУ ступеньку с Хитом Леджером. Это не развитие чьей-то идеи, это именно самостоятельное видение знаменитого злодея, но запечатлённого в момент его становления. То есть вы не увидите в фильме каноничного безумца без плана - вы увидите отчаявшегося человека, перерождающегося во что-то новое - и вот за этим интересно наблюдать в первую очередь.
Это злой, жестокий и местами неприятный фильм о титульном персонаже, в котором поднимаются темы психических расстройств, социальной изоляции, психологических травм и их последствий. Редкий фильм по комиксам, который совершенно не похож на типичный фильм по комиксам. Роскошная игра Хоакина Феникса затмевает любые недостатки мрачного сценария, так что ею следует наслаждаться в первую очередь. Фильм получил главную награду на Венецианском кинофестивале, что для фильмов по комиксам большая редкость.


"Джокер" это беспрецедентный случай прекрасного фильма по комиксу, которым можно тыкать в нос любому противнику комиксов. Это злая и жестокая драма о больном человеке, которая держит в напряжении каждую свою секунду. Оторваться от просмотра попросту невозможно, а Хоакин Феникс - одно из лучших воплощений известного злодея. Сложно сказать переплюнул ли он Хита Леджера - ведь тут именно становление героя, а не его активная деятельность. Но то, что играет он невероятно - это факт. Любите комиксы - бегом в кино, не любите - тем более.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Фантастика про одинокого астронавта в поисках отца
Приключения боевого пепелаца
Сериал про супергероев-извращенцев
Судебные процессы среди животных в предреволюционном Париже
Драма про потерянное поколение
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Сиквел ужастика про клоуна с красным шариком
Девятый фильм Квентина Тарантино про Голливуд 60-х
Драма про маленького человека в тоталитарном обществе
Военная драма об ужасах войны
Третий сезон сериала про очень странный городок и подростков
Приключения маленького гномика по необычным планетам
Авторское кино про зомби от Джима Джармуша
Второй сезон безумного сериала про общение с воображаемыми друзьями

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, joker, movies, review, джокер, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рецензия на фильм "Брачная история" (Marriage Story) 2019

    В предверии церемонии вручения Оскара 2020, я взял себе за правило посматривать определённый минимум номинированных фильмов. Многочисленные…

  • Рецензия на игру "Shank 2" (2012)

    Разработчик: Klei Entertainment Платформа: PC Дата выхода: 2012 Время прохождения: 6 часов Под конец прошлого года я добил категорию…

  • Кинопремьеры (23.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят южно-корейский боевик 17-летней выдержки, триквел боевика про отчаянных напарников, триллер про подводную прогулку,…

  • Рецензия на фильм "Клаус" (Klaus) 2019

    Конец 2019 года отчаянно страдал от отсутствия ощущения праздника. Плюсовая температура и регулярный дождь даже на второй неделе января не…

  • Кинопремьеры (16.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про поезд во льдах семилетней давности, драма про смотрителей маяка и безумие, историческая драма про…

  • Рецензия на 3й сезон сериала "Джессика Джонс" (Jessica Jones) 2019

    Ещё до того, как Disney окончательно запустил свой стриминговый сервис, Netflix поспешил прикрыть все сериалы, над которыми работал по контракту c…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments