Фильмов про зомби уже более полувека, но тема неисчерпаема. Регулярно выходят фильмы про оживших мертвецов, которые так и норовят покусать живых. Были и хорроры, и триллеры, и комедии - вот и режиссёр Джим Джармуш решил взять эту тему, чтобы сделать своё скромное кино с нескромным актёрским составом. Посмотрим, что из этого получилось.
Тихий спокойный городок Сентервилл наводняют зомби. Ожившие мертвецы тянутся к тому, чем занимались при жизни, а в перерывах не брезгуют напасть на живых людей. Теперь шерифу Клиффу Робертсону и его молодому напарнику Рональду Петерсону предстоит решить, что же делать дальше в атмосфере грядущего зомби-апокалипсиса.
Сюжет фильма мало отличается от любого аналогичного представителя жанра за последние полвека, однако режиссёр добавляет в повествование элемент сатиры на современное общество и американский материализм в частности. По сути Джармуш высмеивает современное общество и культуру потребления всего подряд. Его зомби не тянутся к мозгам живых, да и плоть их интересует в последнюю очередь. Гораздо важнее в этом контексте идея, что ожившие мертвецы тянутся к тому, к чему привыкли при жизни, будь то кофе, сладости, теннис или социальные сети на невыключающемся экране мобильного телефона. Кто-то таскает с собой гитару, как бессмысленную попытку вновь заняться музыкой, кто-то так и толкает перед собой газонокосилку, потому что только этим и занимался последний десяток лет. Дети зомби снуют вокруг магазина с конфетами словно голуби на помойке и бормочут названия излюбленных брендов. "Скиттлз... Сникерс...". Держатель мотеля, став зомби шляется мимо ряда номеров с человеческой рукой, откусывая её, словно это ножка индейки - он и при жизни любил поесть и повтыкать в телевизор - после смерти ничего не изменилось. К коммуникациям у Джармуша явно предвзятое отношение - у ещё живых героев плохо работает телевизор, в котором показывают лишь чернуху и ложь; радио не ловит, а если и работает, то транслирует одноимённую с названием фильма песню Старджила Симпсона; мобильные телефоны вырубаются при полном заряде батареи и оставляют героев практически без средств связи. Зато зомби бродят толпами с полным неиссякаемым зарядом и горящим во всю яркость экраном - они шепчут "Вай-Фай" и привычно склоняют голову в сторону гаджета. Ожившие мертвецы - это аллюзия на современное общество, которое уже состоит из праха, который готов высыпаться из них при любом удачном ударе.
Можно по разному относиться к творчеству и стилю Джима Джармуша, но определённого обаяния в его фильне не отнять. Спокойный и размеренный темп повествования, пространные диалоги с повторяющимися фразами, усиливающими иронию происходящего, цитирование классики и упоминание смежных произведений сливаются в уютное, домашнее кино, в которое хочется завернуться осенним вечером, запивая его горячим какао.
Полиция Сентервилля показывает свою несостоятельность с первых же кадров. Когда Клифф и Ронни отправляются к местному отшельнику Бобу, которого фермер Френк обвинил в краже курицы, отшельник Боб лениво отстреливается от блюстителей порядка из самодельной винтовки, а те всего лишь грозят ему пальцем и уходят. Именно в такой атмосфере гнетущей лени и безнадёги зрителя закидывают известиями о том, что Земля сошла с орбиты и теперь всё будет не так как раньше. День как будто не хочет заканчиваться, а ночь наступает неожиданно и мгновенно, радио работает плохо, а аккумуляторы в мобильных телефонах садятся на счёт раз. Каждый персонаж является лицом определённого социального класса и каждый из них демонстрирует полную или частичную неспособность противостоять странной угрозе. В этом ощущается аллегория на современную реальность и Джармуш высказывается о загнивании современного поколения. Кадр, где зомби ползут по улице с включёнными телефонами - это то, ради чего и затевался весь этот фильм. Способные выжить среди всего этого - либо уже давно оставили блага цивилизации, либо ушли за грань привычного понимания вещей.
В размеренной манере повествования есть что-то умиротворяющее - завораживающие кадры летящей над дорогой камеры вслед за машиной героев могут выглядеть архаично, но с другой стороны таким образом Джармуш отдаёт дань уважения классическим произведениям Ромеро и его последователям. Сюда же приплетаются многочисленные плакаты кинохитов о зомби в лавке на заправке, да и маслкар заезжих подростков прямым текстом сравнивают с классикой зомби-кинематографа.
Каждый из актёров попадает в образ без промаха и наблюдать за их размеренным взаимодействием - особое удовольствие. Билл Мюррей сыграл шефа местной полиции Клиффа Робертсона, который до последнего надеется, что всё происходящее - не более чем чья-то плохая шутка и вскоре всё рассосётся само собой. Его меланхоличность подкупает с первых же кадров и в ней хочется просто раствориться.
Его напарника Ронни Петерсона сыграл Адам Драйвер и это откровенная находка всего фильма. И дело даже не в том что он находится на одной волне с напарником Клиффом и одновременно контрастирует с ним. Тут вступает в силу ломание четвёртой стены, где герой находится одновременно в фильме и вне него. Фамилия его персонажа созвучна с героем предыдущего фильма Джармуша "Патерсон", а два жирных намёка на участие Драйвера в "Звёздных войнах" вызывают неконтролируемые приступы смеха. А уж когда речь зашла о вычитке сценария - я сползал со смеху на пол. При этом весь его ботанский энтузиазм по поводу происходящего откровенно подкупает, а его машина как минимум уморительна.
Тильда Суинтон играет экстравагантную и оригинальную владелицу похоронного бюро Зельду. С ней связано слишком много всего любопытного, чтобы вдаваться в подробности о её персонаже, но её длинные волосы, стеклянный взгляд и эльфийскую высокомерность стоит выделить особо.
Джармуш прячет в своём фильме реальные страхи современного мира, подкрепляя их убедительным абсурдом. По телевизору и радио постоянно упоминаются полярные разломы, которые вызваны действием человечества, но при этом отчаянно отрицаются властью и СМИ. Городок Сентервилль выглядит мёртвым ещё до начала событий фильма, что подтверждается трёхзначным числом жителей города и общим запустением - на весь город тут один отель, одна закусочная и один полицейский участок. Застывшее в воздухе ощущение грядущего кошмара пронизывает всех обитателей городка, а в первую очередь животных, которые в буквальном смысле покидают город, как крысы перед кораблекрушением. Благо что за всей этой метафорой масштабного загнивания Джармуш не забыл про юмор, поэтому спокойное и размеренное путешествие к концу света проходит в атмосфере забавных гэгов и шуток, повторение которых лишь множит комедийный эффект. Когда все трое полицейских осматривают место преступления и друг за другом озвучивают версию о диком животном, а то и нескольких, было очень смешно.
"Мертвые не умирают" это пародия на все фильмы про зомби вместе взятые от режиссера Джима Джармуша. Но пародия простая и добрая - маленький городок, маленькие люди, сошедшая с оси Земля как основное объяснение и ключевой кадр, где десятки людей с телефонами ползут невесть куда хрипя "Вай-Фай". Ощущение, что только ради этого кадра и снимался фильм, чтобы назвать современное поколение зомбированным по уши, а выжившие - либо ушедшие в лес отшельники, наслаждающийся жизнью, либо вообще пришельцы. Звездный состав актёров вызывает дикий восторг и отлично разыгрывает местечковый апокалипсис. Порадовало разрушение четвертой стены с отсылками к Кайло Рену и общению на тему чтения сценария. Ну и одноименная песня Старджила Симпсона, которая будет сопровождать зрителя всю дорогу.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Второй сезон безумного сериала про общение с воображаемыми друзьями
Романтическая комедия про европейские приключения супергероя-подростка
Книга про любовь оборотней и самопознание
Игра про бегающего от паранойи рейнджера в лесу
Фильм про танцевальные обряды немецких ведьм
Сериал про исполнителей молитв
Сериал про травмированных с детства супергероев под зонтиком
Слэшер про охотников на демонов и семейные узы
Комедийный боевик про агентов в чёрном и инопланетян
Кинокомикс про сверхсильного мутанта
Кинокомикс про мутантов в первом классе
Кинокомикс про мутантов, прыгающих во времени
Кинокомикс про мутантов, сражающихся с египетским мутантом
Арабская сказка про синего Уилла Смита
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.