s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Мертвые не умирают" (The Dead Don't Die) 2019


Фильмов про зомби уже более полувека, но тема неисчерпаема. Регулярно выходят фильмы про оживших мертвецов, которые так и норовят покусать живых. Были и хорроры, и триллеры, и комедии - вот и режиссёр Джим Джармуш решил взять эту тему, чтобы сделать своё скромное кино с нескромным актёрским составом. Посмотрим, что из этого получилось.


Тихий спокойный городок Сентервилл наводняют зомби. Ожившие мертвецы тянутся к тому, чем занимались при жизни, а в перерывах не брезгуют напасть на живых людей. Теперь шерифу Клиффу Робертсону и его молодому напарнику Рональду Петерсону предстоит решить, что же делать дальше в атмосфере грядущего зомби-апокалипсиса.


Сюжет фильма мало отличается от любого аналогичного представителя жанра за последние полвека, однако режиссёр добавляет в повествование элемент сатиры на современное общество и американский материализм в частности. По сути Джармуш высмеивает современное общество и культуру потребления всего подряд. Его зомби не тянутся к мозгам живых, да и плоть их интересует в последнюю очередь. Гораздо важнее в этом контексте идея, что ожившие мертвецы тянутся к тому, к чему привыкли при жизни, будь то кофе, сладости, теннис или социальные сети на невыключающемся экране мобильного телефона. Кто-то таскает с собой гитару, как бессмысленную попытку вновь заняться музыкой, кто-то так и толкает перед собой газонокосилку, потому что только этим и занимался последний десяток лет. Дети зомби снуют вокруг магазина с конфетами словно голуби на помойке и бормочут названия излюбленных брендов. "Скиттлз... Сникерс...". Держатель мотеля, став зомби шляется мимо ряда номеров с человеческой рукой, откусывая её, словно это ножка индейки - он и при жизни любил поесть и повтыкать в телевизор - после смерти ничего не изменилось. К коммуникациям у Джармуша явно предвзятое отношение - у ещё живых героев плохо работает телевизор, в котором показывают лишь чернуху и ложь; радио не ловит, а если и работает, то транслирует одноимённую с названием фильма песню Старджила Симпсона; мобильные телефоны вырубаются при полном заряде батареи и оставляют героев практически без средств связи. Зато зомби бродят толпами с полным неиссякаемым зарядом и горящим во всю яркость экраном - они шепчут "Вай-Фай" и привычно склоняют голову в сторону гаджета. Ожившие мертвецы - это аллюзия на современное общество, которое уже состоит из праха, который готов высыпаться из них при любом удачном ударе.

Можно по разному относиться к творчеству и стилю Джима Джармуша, но определённого обаяния в его фильне не отнять. Спокойный и размеренный темп повествования, пространные диалоги с повторяющимися фразами, усиливающими иронию происходящего, цитирование классики и упоминание смежных произведений сливаются в уютное, домашнее кино, в которое хочется завернуться осенним вечером, запивая его горячим какао.


Полиция Сентервилля показывает свою несостоятельность с первых же кадров. Когда Клифф и Ронни отправляются к местному отшельнику Бобу, которого фермер Френк обвинил в краже курицы, отшельник Боб лениво отстреливается от блюстителей порядка из самодельной винтовки, а те всего лишь грозят ему пальцем и уходят. Именно в такой атмосфере гнетущей лени и безнадёги зрителя закидывают известиями о том, что Земля сошла с орбиты и теперь всё будет не так как раньше. День как будто не хочет заканчиваться, а ночь наступает неожиданно и мгновенно, радио работает плохо, а аккумуляторы в мобильных телефонах садятся на счёт раз. Каждый персонаж является лицом определённого социального класса и каждый из них демонстрирует полную или частичную неспособность противостоять странной угрозе. В этом ощущается аллегория на современную реальность и Джармуш высказывается о загнивании современного поколения. Кадр, где зомби ползут по улице с включёнными телефонами - это то, ради чего и затевался весь этот фильм. Способные выжить среди всего этого - либо уже давно оставили блага цивилизации, либо ушли за грань привычного понимания вещей.


В размеренной манере повествования есть что-то умиротворяющее - завораживающие кадры летящей над дорогой камеры вслед за машиной героев могут выглядеть архаично, но с другой стороны таким образом Джармуш отдаёт дань уважения классическим произведениям Ромеро и его последователям. Сюда же приплетаются многочисленные плакаты кинохитов о зомби в лавке на заправке, да и маслкар заезжих подростков прямым текстом сравнивают с классикой зомби-кинематографа.

Каждый из актёров попадает в образ без промаха и наблюдать за их размеренным взаимодействием - особое удовольствие. Билл Мюррей сыграл шефа местной полиции Клиффа Робертсона, который до последнего надеется, что всё происходящее - не более чем чья-то плохая шутка и вскоре всё рассосётся само собой. Его меланхоличность подкупает с первых же кадров и в ней хочется просто раствориться.


Его напарника Ронни Петерсона сыграл Адам Драйвер и это откровенная находка всего фильма. И дело даже не в том что он находится на одной волне с напарником Клиффом и одновременно контрастирует с ним. Тут вступает в силу ломание четвёртой стены, где герой находится одновременно в фильме и вне него. Фамилия его персонажа созвучна с героем предыдущего фильма Джармуша "Патерсон", а два жирных намёка на участие Драйвера в "Звёздных войнах" вызывают неконтролируемые приступы смеха. А уж когда речь зашла о вычитке сценария - я сползал со смеху на пол. При этом весь его ботанский энтузиазм по поводу происходящего откровенно подкупает, а его машина как минимум уморительна.


Тильда Суинтон играет экстравагантную и оригинальную владелицу похоронного бюро Зельду. С ней связано слишком много всего любопытного, чтобы вдаваться в подробности о её персонаже, но её длинные волосы, стеклянный взгляд и эльфийскую высокомерность стоит выделить особо.


Джармуш прячет в своём фильме реальные страхи современного мира, подкрепляя их убедительным абсурдом. По телевизору и радио постоянно упоминаются полярные разломы, которые вызваны действием человечества, но при этом отчаянно отрицаются властью и СМИ. Городок Сентервилль выглядит мёртвым ещё до начала событий фильма, что подтверждается трёхзначным числом жителей города и общим запустением - на весь город тут один отель, одна закусочная и один полицейский участок. Застывшее в воздухе ощущение грядущего кошмара пронизывает всех обитателей городка, а в первую очередь животных, которые в буквальном смысле покидают город, как крысы перед кораблекрушением. Благо что за всей этой метафорой масштабного загнивания Джармуш не забыл про юмор, поэтому спокойное и размеренное путешествие к концу света проходит в атмосфере забавных гэгов и шуток, повторение которых лишь множит комедийный эффект. Когда все трое полицейских осматривают место преступления и друг за другом озвучивают версию о диком животном, а то и нескольких, было очень смешно.


"Мертвые не умирают" это пародия на все фильмы про зомби вместе взятые от режиссера Джима Джармуша. Но пародия простая и добрая - маленький городок, маленькие люди, сошедшая с оси Земля как основное объяснение и ключевой кадр, где десятки людей с телефонами ползут невесть куда хрипя "Вай-Фай". Ощущение, что только ради этого кадра и снимался фильм, чтобы назвать современное поколение зомбированным по уши, а выжившие - либо ушедшие в лес отшельники, наслаждающийся жизнью, либо вообще пришельцы. Звездный состав актёров вызывает дикий восторг и отлично разыгрывает местечковый апокалипсис. Порадовало разрушение четвертой стены с отсылками к Кайло Рену и общению на тему чтения сценария. Ну и одноименная песня Старджила Симпсона, которая будет сопровождать зрителя всю дорогу.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Второй сезон безумного сериала про общение с воображаемыми друзьями
Романтическая комедия про европейские приключения супергероя-подростка
Книга про любовь оборотней и самопознание
Игра про бегающего от паранойи рейнджера в лесу
Фильм про танцевальные обряды немецких ведьм
Сериал про исполнителей молитв
Сериал про травмированных с детства супергероев под зонтиком
Слэшер про охотников на демонов и семейные узы
Комедийный боевик про агентов в чёрном и инопланетян
Кинокомикс про сверхсильного мутанта
Кинокомикс про мутантов в первом классе
Кинокомикс про мутантов, прыгающих во времени
Кинокомикс про мутантов, сражающихся с египетским мутантом
Арабская сказка про синего Уилла Смита

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рецензия на фильм "Брачная история" (Marriage Story) 2019

    В предверии церемонии вручения Оскара 2020, я взял себе за правило посматривать определённый минимум номинированных фильмов. Многочисленные…

  • Рецензия на игру "Shank 2" (2012)

    Разработчик: Klei Entertainment Платформа: PC Дата выхода: 2012 Время прохождения: 6 часов Под конец прошлого года я добил категорию…

  • Кинопремьеры (23.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят южно-корейский боевик 17-летней выдержки, триквел боевика про отчаянных напарников, триллер про подводную прогулку,…

  • Рецензия на фильм "Клаус" (Klaus) 2019

    Конец 2019 года отчаянно страдал от отсутствия ощущения праздника. Плюсовая температура и регулярный дождь даже на второй неделе января не…

  • Кинопремьеры (16.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про поезд во льдах семилетней давности, драма про смотрителей маяка и безумие, историческая драма про…

  • Рецензия на 3й сезон сериала "Джессика Джонс" (Jessica Jones) 2019

    Ещё до того, как Disney окончательно запустил свой стриминговый сервис, Netflix поспешил прикрыть все сериалы, над которыми работал по контракту c…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments