s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Суспирия" (Suspiria) 2018


Я не смотрел оригинальную "Суспирию" Дарио Ардженто 1977 года, а после просмотра свежей версии за авторством Луки Гуаданьино скорее всего и не посмотрю, потому что это были довольно тяжёлые для восприятия два с половиной часа. Но обо всём по порядку.


Молодая девушка Сьюзи приезжает в Берлин, чтобы присоединиться к известной танцевальной труппе, которой заведует некая мадам Блант. Сьюзи мечтает стать частью большой танцевальной семьи, поэтому она из кожи вон лезет, чтобы впечатлить преподавателей. Совершенно неожиданно на её пробах оказывается сама мадам Блант, чего обычно не происходит, после чего её записывают в труппу и выделяют комнату в общежитии в том же здании. Однако с каждым днём всё сильнее внутри неё зреет чувство, что школа танцев наполнена чертовщиной по самые уши.


Сюжет подаётся излишне сложно и закручено в плохом смысле этого слова. Разговоры начинаются с середины и обрываются на полуслове. Смысл происходящего теряется в закрученных ракурсах, в медленных наездах камерой и игре светотени. Сцены идут одна за другой, но связь между ними теряется в коридорах подсознания и никак не хочет складываться в общую картину. Остаётся только щекочущее предчувствие чертовщины, подкрепляемое таинственным поведением и зловещими смешками по поводу и без. Искренне хочется понимать, над чем смеются герои и, возможно, присоединиться к ним, однако в итоге складывается ощущение, что смеются они над тобой.


Наблюдая происходящую фантасмагорию, я искренне пытался проникнуться и понять, что вообще происходит на экране. Режиссёр Лука Гуаданьино создаёт неуютное чувство неопределённости с первых же кадров, когда распираемая паранойей молодая танцовщица буквально врывается в офис психиатра и начинает бормотать откровенную ахинею.

Как будто Гуаданьино хочет максимально дистанцироваться от своей предыдущей работы "Назови меня своим именем" и всё делает кардинально противоположным образом. Если в том фильме было много медленных светлых, залитых солнцем, размеренных сцен, здесь каждый кадр пытается превзойти предыдущий в мрачности и зловещности. При этом нельзя сказать, что снято это плохо - наоборот, постоянная смена ракурсов и агрессивный монтаж заставляют завороженно наблюдать за происходящим.
Посредством напряжённой и резкой смены планов создаётся чувство меланхолии и мистики, которое поддерживается резким музыкальным сопровождением с ритмичными аккордами. Важное значение придаётся цвету - от грязно-коричневого до кроваво-красного режиссёр передаёт настроение и гнетущую атмосферу, в которую он хочет погрузить зрителя. Каменные и бетонные строения, гулкие залы и тёмные коридоры, наполненные зловещим смехом, наполняют душу леденящим дискомфортом, обрисовывая дождливый и неприветливый Берлин 1977 года.

В своём воздействии на зрителя, режиссёр изобретательно подкрадывается и аккуратно вползает под кожу, нагнетая атмосферу резкими сменами ракурса, наложением неизвестных и умалчиванием очевидного. В результате приходится сидеть и внимательно вникать в происходящее, чтобы каждые 15 минут на манер братьев Колобков восклицать "Ничего не понимаю!". И при этом режиссёр со своей задачей справляется - знаете это чувство, когда вам показывают что-то отвратительное, но это выглядит настолько завораживающе, что вы всё равно продолжаете на это смотреть? Вот именно такое чувство и вызывает этот фильм. Отчаяние, слитое в едином порыве с безумием, которое при общей монотонности всё глубже заволакивает в гипнотический лабиринт. Проблема всего этого в том, что при очевидных метках времени и места, историческая привязка совершенно не работает. Тот самый Берлин 1977 года может оказаться любым другим городом с европейской архитектурой. Да и не каждый зритель готов наблюдать зловещее и обволакивающее чувство беспомощности перед надвигающейся развязкой. Чем ближе действие к финалу, тем сильнее противоречивое желание перестать его смотреть, пока не станет слишком поздно. Загвоздка лишь в том, что уловить этот момент, когда будет слишком поздно, не представляется возможным. Поэтому вы досматриваете фильм до конца и, глядя в зеркало, вопрошаете "Зачем я это посмотрел?".


Сложно не обратить внимание, что подавляющее большинство ролей отдано женщинам, а мужской контингент представлен либо условно, либо урывочно, либо вообще им не является. Доктор Клемперер - это вообще загримированная Тильда Суинтон, о чём даже титры не сообщают, выдавая несуществующего актёра Лутза Эберсдорфа. Суинтон вообще сыграла три роли в этом фильме, среди которых та самая мадам Блант с грацией надменного лебедя, и Хелена Маркос - та отвратительная старуха в финале, и не всегда её возможно опознать. Дело даже не в количестве грима, а в манере игры. В каждом случае её персонаж - это что-то новое, неопознанное и не поддающееся идентификации, а это пугает сильнее всяких скримеров. Собственно, ради актёрской игры Тильды Суинтон и стоит этот фильм смотреть.



"Суспирия" это очень странный фильм. На протяжении всех двух с половиной часов хронометража ты ожидаешь, что вот-вот сейчас что-то произойдёт, а оно все никак не наступает. При этом событий много, смыслов много, метафоры валятся одна на другую словно вы проигрываете партию в тетрис, а спасительная палка не появляется. Отличная актёрская игра, жутковатая картинка и мрачная музыка создают роскошную неуютную атмосферу, в которой физически сложно находится и тем более - осознать, что вы только что посмотрели. Но опыт, тем не менее любопытный.

Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Главные игры июня 2019
Сериал про исполнителей молитв
Сериал про травмированных с детства супергероев под зонтиком
Слэшер про охотников на демонов и семейные узы
Комедийный боевик про агентов в чёрном и инопланетян
Кинокомикс про сверхсильного мутанта
Кинокомикс про мутантов в первом классе
Кинокомикс про мутантов, прыгающих во времени
Кинокомикс про мутантов, сражающихся с египетским мутантом
Арабская сказка про синего Уилла Смита
Игра про роботов в мире без людей
Сиквел ужастика про петлю времени
Третья глава похождений убийцы родом из Белоруссии
Триллер про лечение супергероев в психушке

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, suspiria, кино, обзор, рецензия, суспирия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кинопремьеры (10.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про битву клонов, мелодрама про молодую пару в Нью-Йорке, российский триллер про подростков в лесах, байопик…

  • Рецензия на фильм "Джокер" (Joker) 2019

    У каждого, кто знает комиксы DC в общем и комиксы о Бэтмене в частности, есть собственный рейтинг киноверсий Джокера. Кому-то ближе клоунада Джека…

  • Кинопремьеры (3.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят драма про клоуна-анархиста, триллер про прокладку оптоволокна, ужастик про подростка на острове, романтическая…

  • Рецензия на фильм "К звёздам" (Ad Astra) 2019

    Космическую драму с Брэдом Питтом в главной роли я приметил для себя ещё в конце прошлого года. Уже тогда из простого синопсиса торчали уши…

  • Рецензия на игру "Hammerfight" (2009)

    Разработчик: Константин Кошутин Платформа: PC Дата выхода: Сентябрь 2009 Время прохождения: 3 часа Я уже и не помню, как эта игра оказалась у…

  • Кинопремьеры (26.09.2019)

    На этой неделе в прокат выходят научно-фантастическая драма про поиски отца в космосе, российский шпионский боевик про спецагентов, комедийный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments