s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на игру "Red Dead Redemption 2" 2018


Разработчик: Rockstar Games
Платформа: PS4
Дата выхода: 26 октября 2018
Время прохождения: 48 часов без разъездов


В подведении итогов 2018 года я обещал написать большую и длинную рецензию на RDR2, которую все устанут читать (даже я сам), когда наконец пройду игру. Свою копию RDR2 я получил через 6 дней после релиза, потому что мне очень сильно захотелось эту игру в коллекционной металлической коробочке, с поставкой которых в России возникли задержки. Чтобы пройти её до финальных титров, мне понадобилось пять месяцев. Стоило ли оно того?


После неудачного ограбления парома банда Датча Ван дер Линде пытается скрыться от законников, которые следуют за ним по пятам. Изрядно помёрзнув в заснеженных горах, они выдвигаются в штат Нью Гановер и разбивают лагерь в окрестностях небольшого городка Валентайн. Отогревшись и обустроившись, глава банды Датч решает придумать способ раздобыть побольше денег и уехать со всей бандой куда-нибудь подальше. Вот только проблема в том, что век бандитов стремительно идёт к концу и человеку по ту сторону закона с каждым днём все сложнее найти место в этом мире.


Игроку позволяют примерить на себя шкуру правой руки главаря, главного помощника Датча - Артура Моргана. И вот тут наступает диссонанс - обладая заурядной внешностью крепкого бандита, Артур не вызывает симпатии от слова вообще. Складывается ощущение, что на его месте мог бы быть любой случайно сгенерированный бандит, и даже немного удивляет, почему бы Rockstar не сделать было генератор персонажа, чтобы игрок прочувствовал большую взаимосвязь с героем. Но это лишь иллюзия, которая довольно быстро развеивается и перед нами раскрывается истинная природа Артура. Да - игрок волен поступать, как вздумается, да и большую часть времени придётся пачками истреблять людей, однако с драматургической точки зрения Артур получился настолько объёмным и фактурным персонажем, что дух захватывает. При этом игра регулярно ставит игрока перед моральным выбором - помочь или бросить в беде, пощадить или хладнокровно убить - всё это останется на совести Артура и самого игрока. Это, конечно, не полномасштабная RPG, чтобы учесть всё многообразие выборов, но совершая что-то хорошее мы, как бы, пытаемся искупить весь тот ад, который вынуждены устраивать. К тому же братья Хаузеры, написавшие сценарий к игре, очень ловко играют на эмоциях и устраивают настоящие американские горки, пуская нас в закоулки внутренних бандитских интриг и поиски самого себя. Чтобы не проникнутся здешней атмосферой - это ещё надо постараться. Я регулярно ловил себя на мысли, что именно в RDR2 создателям удалось лучше всего воплотить саму идею бандита с добрым сердцем и донести до игрока, что насилие - не слишком хорошая вещь.


В повествовательном плане это всё та же GTA-RDR, которая окружает игрока нереальным количеством персонажей и делает всё, чтобы игрок словно в зыбучих песках увяз в физически осязаемой атмосфере старого Дикого Запада. Начало игры так и вовсе вызывает в памяти фильм "Омерзительная восьмёрка" Квентина Тарантино - тут и пурга, и несколько разношерстных персонажей, ищущих убежища, и кровавые перестрелки. Именно такое начало и подходит игре больше всего - неспешное, аккуратное. Игрок сразу оказывается в гуще какой-то движухи и пытается понять кто есть кто, и что вообще происходит. А информация-то подаётся крошечными капельками, и её выцеживание - ключ к полному погружению и вовлечению. Все герои постоянно упоминают неудачное ограбление на пароме, на котором Артура не было. Что-то пошло не так и вот вся банда дружно бежит от пинкертонов. Я всё ждал, когда игра ударится во флэшбек, чтобы поведать эту историю - но нет, братья Хаузеры выдержали повествовательный накал - хотите что-то узнать - будьте любезны слушать. Ох, кстати о вежливости. Я буквально был очарован этой излишней манерностью и добродушием бандитов - игра на контрасте суровых стрелков, убивающих пачками, но при этом обращающихся к своим чуть ли не официальном тоне, обескураживает и поражает. От этих диалогов просто невозможно устать. Где-где, а с озвучкой Rockstar задрали планку качества так высоко, как никогда ранее - любая сценка — это заигрывание с акцентами и искренними эмоциями. Всё это работает на атмосферу и попадает в цель без единого промаха - будьте уверены, к концу этого огромного путешествия вы будете знать всех членов банды в лицо и узнавать по голосу даже не глядя на экран - все они без исключения получились колоритными и яркими - даже самые незначительные эпизодические персонажи - и те запоминаются.


Собственно, вся RDR2 это огромный, большой, комплексный фильм, в котором игроку отведено место не то что в первом ряду, но прямо на сцене. Каждая сюжетная миссия — это сложная и запутанная история о том, как всё идёт не так. Наступающая цивилизация бьёт героев деревянной ложкой по лбу и постоянно спрашивает, что ты здесь забыл. А ты лишь шаркаешь ножкой и в очередной раз достаёшь верный револьвер, который должен является универсальным ответом на все вопросы, но по факту лишь всё усложняет. Режиссура миссий безукоризненно отрабатывает обязательную программу с изобретательными ракурсами, общими и крупными планами, где можно и обстановку оценить, и эмоции героев отследить. Сценаристы Хаузеры отлично знают своё дело и подают драму и юмор в равных пропорциях, поэтому никогда не возникает ощущения, что они свалились в клоунаду или перегнули с трагизмом. Всегда есть место и время, чтобы отдышаться и передохнуть. Всегда есть где пообщаться с членами банды и насладиться природой. Всегда есть время отправиться на затяжную охоту, чтобы вернуться потом с тушей оленя, или на рыбалку, чтобы поймать 15-килограммовую рыбину, или поиграть в карты в ближайшем салуне, или просто напиться в хлам.


Никто не запрещает потреблять игру в форме интерактивного сериала, где игрок сам ищет приключений на свою пятую точку и никогда не знаешь, чем закончится очередная вылазка в этот мир - дерзким ограблением поезда, поиском очередной наскальной живописи или многодневной охотой за белкой. RDR2 это игра больших возможностей, где каждый персонаж - как песчинка на пляже растворяется в огромном объёме, но без неё не было бы пляжа. Самое главное в RDR2 происходит вне срежиссированных миссий, которые хоть и идут не по плану, но являются чётко прочерченной канвой, с которой не свернуть. Куда как интереснее созданная разработчиками интерактивная среда, в которой обыденный открытый мир действует по своим законам и, неожиданно, адекватно реагирует на внешние раздражители в образе игрока. Благодаря этому запоминаются в первую очередь личные приключения и истории - именно потому, что они произошли именно с тобой. Однажды я отвлёкся и оставил лошадь возле железнодорожных путей. Когда же я свистом попытался подозвать её, она не пришла. Судорожный осмотр местности выявил погибшее под колёсами поезда животное, а вокруг ни души. Оплакав почившую коняжку, я снял с неё седло, опасаясь потерять всё что там хранилось, и потащил его на своём горбу в сторону ближайшего поселения. Форсируя реку на своих двоих, я, наконец, наткнулся на всадника, который не без угроз, предоставил мне своего коня, на котором я смог добраться до города с ветерком, хоть лошадь была не так хороша и покладиста. Или вот другая история, как однажды я решил осмотреть ассортимент оружейного магазина, а дверном проёме столкнулся с выходящим клиентом. Спустя секунду я понял, что столкновение ударило не только по самолюбию, но и по кошельку - карманник стащил всё что у меня было и я, естественно, забыв про посещение магазина, ринулся за ним в погоню. Где-то на площади я его настиг и покарал, чем вызвал недовольство властей. После этого из города пришлось срочно убегать, но это уже была другая история.


Только в ключевые свои моменты игра напоминает, что она - экшен от третьего лица, но на самом деле RDR2 это чистокровный симулятор бандита конца 19 века. Чтобы добавить герою человечности, разработчики ввели элементы выживания. У Артура есть ключевые параметры типа здоровья и выносливости, за которыми нужно следить и регулярно поддерживать в адекватном состоянии. А для этого извольте есть, пить и спать. В пищу сгодится как подножный корм, так и приготовленный на костре кусок мяса, который совсем недавно бегал среди деревьев. К тому же, нарвав разнообразных трав, можно использовать их в качестве приправы, которая ненадолго даст дополнительные бонусы к характеристикам. Если же всем этим пренебрегать, вскоре выяснится, что Артур отощал и уже не может столь же бодро держаться в седле, как раньше.

Сюжетные миссии помечены на карте жёлтыми маркерами, так что для скорейшего завершения многочасовой кампании достаточно планомерно двигаться от одного маркера к другому. Даже в этом экспресс режиме - дело это неспешное и долгое, но часов за 40-60 можно управиться. Однако делать этого совершенно не хочется, потому что по карте разбросано огромное количество побочных активностей. Многие второстепенные персонажи с радостью попросят Артура что-нибудь сделать и их задания пропускать не стоит. Зачастую проработаны они ничуть не хуже, чем основные, да и кампания свежих лиц никогда не приедается. Отдельной категорией идут задания по сбору разных предметов. Тут вам и поиск костей динозавров, и собирание наскальных рисунков, и две сотни разных сигаретных карточек, и поиск ловцов снов, висящих на деревьях, и сбор экзотических перьев, и многого другого. В городах на доске объявлений можно найти плакаты по ловле преступников - классические "взять живым или мёртвым" указывают примерное место, где последний раз был замечен злодей, а уж в каком из возможных состояний вы дотащите его тело - только на вашей совести. Повсюду полно всякой живности, а особо редкие экземпляры ценятся больше остальных. На земле можно выследить легендарных животных, а в водоёмах поймать легендарную рыбу. В принципе охота и рыбалка на них не отличается от аналогичной на остальных животных, но в качестве награды с них можно собрать уникальные трофеи и изготовить из них особые амулеты, повышающие определённые характеристики - более чем достойная награда за труды. Другим полезным занятием становится поиск сокровищ - раздобыв карту (покупкой, находкой, грабежом) интереснее всего самостоятельно её изучить, повертеть в руках, а потом совершенно случайно, во время разъездов по местности распознать знакомые ориентиры - это непередаваемое чувство, когда едешь среди лугов и полей, и вдруг натыкаешься на гору, которая выглядит как человеческое лицо. Тебя захлёстывает от эмоций - да! это то самое место! вот тут нужно забраться, а потом спуститься! Чёрт, неужели действительно сюда? Да неужели!? То есть даже получение куска золота, которое можно будет продать скупщику за 500$ не так радуют, как сам факт того, что ты по одному умелому рисунку со стрелочками опознал местность и сам её обнаружил.
Другим интересным времяпрепровождением становится обследование домов с нелегальным бизнесом. Начинается всё крайне необычно - на такое место сложно, но всё же можно просто наткнуться, но чаще всего где-то в лесу можно встретить человека, попавшего в капкан и, если ему помочь, он расскажет, что там за домом часто снуют подозрительные личности. Ты отправляешься проверить и выясняешь, что там действительно сидит мужик и пересчитывает деньги от нелегальной торговли. А значит можно нацепить маску и отправиться грабить нелегалов.
Рассекая на лошади по окрестностям, можно наткнуться на заброшенный дом и обшарить его на предмет ценных предметов. Редко бывает что-то сверхполезное, но пополнить запасы консервов никогда не помешает. Иногда в труднодоступных местах можно отыскать нечто особенное и уникальное, типа шлема конкистадора, размашистое мачете или модную шляпу. Там же всегда можно найти те несчастные сигаретные карточки, которые вы, скорее всего, так и не соберёте. Они - хуже покемонов и незавершённые коллекции будут гнобить отъявленных перфекционистов до самых титров и даже после них.
Но самый сок всех побочных заданий - это незнакомцы. В многочисленных странствиях можно наткнуться на массу любопытных персонажей и мало того, что связанная с ними сюжетная линия будет увлекательной, так ещё она может растянуться на несколько часов, которые могут закончится совершенно неожиданным образом. Можно наткнуться на сцены преступлений неизвестного серийного убийцы и собрать по кусочкам карту к его логову. Можно встретить двух сбежавших заключённых и помочь им, срывая плакаты в округе, чтобы их не опознали. Можно рискнуть помочь отчаянному фотографу, который раз за разом подвергает свою жизнь опасности, фотографируя хищников в естественной среде обитания. Можно нехотя убеждать двух братьев прекратить самоубийственное пари, которое они затеяли в попытках впечатлить девушку. Можно сдружиться со служащим почтовой службы, который будет регулярно подсказывать где и когда пройдёт дилижанс с хорошей добычей. Каждая такая встреча - настоящее приключение, которое потом вспоминаешь с теплотой и улыбкой.
На атмосферу работает и участие в жизни лагеря. Если поначалу ты просто пытаешься обустроить быт и раздобыть минимум необходимых вещей, потом члены банды могут обратиться к тебе с просьбой достать книжку, компас или какую другую губную гармошку - всё это необязательные, опциональные задачи, но то, с каким тщанием они поставлены, не перестаёт удивлять.
Даже когда покажется, что все коллекционные предметы собраны, а все банды, коих по всем игровым штатам насчитывается целых шесть - и у каждой по несколько укрытий - игре всё равно есть чем удивить. Четыре проработанных мини-игры, каждая из которых обладает собственной проработанной механикой и способна помочь заработать пару лишних долларов. Игры с ножом требуют внимания, ритма и точности, в домино многое зависит от удачи, блэкджек настолько подробный, насколько это вообще возможно, а уж сколько времени я провёл за покерным столом - и не сосчитать.
Если вам и после этого мало занятий, можете смело отправляться на полноценное исследование мира, ведь где-то можно встретить поезд-призрак, наткнуться на НЛО, раскрыть личность вампира, засечь снежного человека среди деревьев или найти футуристический артефакт - было бы только желание.


По количеству возможных занятий RDR2 перекрывает любую из предыдущих игр вместе взятых и предоставляет главное - огромный, но уютный мир, в котором приятно находиться и интересно исследовать. Он соткан из колоссального количества мелочей, которые по отдельности кажутся пустячком, но все вместе окунают игрока в настоящий симулятор бандита на Диком Западе вперемешку с лучшей версией "великого похитителя кибиток".

Чтобы обеспечить игроку комфортное пребывание в мире игры, разработчики вынуждены были перегрузить управление более чем полностью. Опций слишком много и все они строятся на контексте, положении и степени нажатия кнопок. Даже спустя десятки часов в кнопках легко запутаться, поэтому всплывающие подсказки приходятся как нельзя кстати. Нужно всё время помнить, как отличаются и к чему приводят однократное нажатие и удержание одной и той же кнопки. В противном случае можно случайно кого-то пристрелить или уехать не туда. Симуляторная часть функционирует не только в базовых игровых механиках, но и на уровне взаимодействия. Для большего погружения в быт в игре присутствует огромное количество рутины, которая создаёт физически осязаемую атмосферу причастности. Медленное и размеренное передвижение - с принудительным "по лагерю не бегать!" дабы заставить игрока наслаждаться моментами общения с участниками банды; уход за лошадью - чистка и кормёжка не только восстанавливают статусы лошади, но и повышают её доверие к вам; стоит пройтись с освежеванной тушей на плече, на куртке обязательно останутся следы, а потом кто-нибудь в лагере обязательно сделает вам замечание, что от вас плохо пахнет; со временем у Артура растут волосы, поэтому требуется регулярно бриться - причём можно это сделать самостоятельно, а можно дойти до брадобрея; пренебрегать оружием тоже не стоит - хоть и апгрейды довольно косметические, оно постепенно портится и может подвести в критический момент - будьте любезны чистить его в оружейной, либо вручную натирать маслом; специальные стрелы и патроны можно и нужно изготавливать самостоятельно и этому может предшествовать продолжительная охота на пернатых с целью добычи материалов для крафта. Да - поначалу всё это сложно и непривычно. Людям, пришедшим прямо из GTA почувствуют себя словно в киселе - медленно и неуютно, но освоившись, сложно представить, что может быть иначе. Даже такой ключевой элемент как езда на лошади - он намеренно медленный, и чтобы поддерживать максимальную скорость придётся соблюсти несколько условий - добиться максимального уровня доверия лошади, вколоть ей стимулятор, да ещё и постоянно ритмично подстёгивать коняжку. Быстрое перемещение, конечно, в игре есть, но оно максимально ограниченное и неудобное, чтобы игрок как можно больше времени проводил в созданном открытом мире и натыкался на незнакомцев, животных и вражеские банды. Именно это идеальный мир от Rockstar в их собственной идеологии и воплощении.


Игра не была бы и в половину так хороша, если бы не роскошная графика. Причём надо понимать, что игра не обладает передовой графикой, но стилистически она выполнена на высочайшем уровне. Дело тут в первую очередь в огромном количестве незначительных деталей, которые, складываясь вместе, поражают до глубины души. Меня игра покорила ровно в тот момент, когда я отправился на охоту среди снегов (то как физически достоверно на снегу остаются следы - тоже огромное достижение) и случайно задел куст. К великому моему удивлению шевельнулась только та ветка, которую я задел, так ещё и Артур рукой отмахнулся от неё! Дальше впечатления только усиливались - циклическая смена дня и ночи генерировала потрясающей красоты пейзажи, а глубокая интерактивность завораживала. Намокание одежды, налипание грязи, пыль на шерсти лошади, реалистичное освежевание животных, да чего уж там - это первая на моей памяти игра, где у персонажей уши светятся на свету!

Музыка и звук вообще позволяют глубже проникнутся атмосферой игры. Прекрасные фоновые мелодии, динамическая озвучка, выверенная синхронизация звуков - вроде нет ничего того, чего не было бы раньше, но сложенное вместе оно создаёт потрясающий эффект. Мерный стук копыт, трели птиц, шелест травы и журчание реки неподалёку - если всё это слушать в наушниках с объёмным звуком - можно легко определить откуда что доносится. Вечерняя прогулка по лагерю обладает другим настроением - там гремят посудой, доедая остатки рагу, здесь играют в карты и звучно ударяют ладонями о стол, тут ухаживают за лошадьми, кто-то кричит, кто-то шепчет, а у потрескивающего костра напевают песни под гитару. Совершенно другими звуками наполнен город Сент-Дэни - цоканье лошадей по мостовой, крики газетчиков, шум работающих заводов, подплывающих паромов и отъезжающих поездов, грохот трамваев и многочисленные окрики прохожих. По звуку можно определить своё местоположение, не заглядывая в карту - а это о многом говорит. Добавьте сюда десяток эмоциональных композиций, среди которых затесались многочисленные песни у костра, и получите идеальное звуковое оформление для игры.


Месяц спустя после релиза Rockstar запустила онлайновую часть, обозвав её Red Dead Online. Она до сих пор пребывает в состоянии беты, разработчики регулярно добавляют новые режимы игры, но завершенной её назвать сложно. Да, в ней есть собственный крайне условный сюжет, где игрокам предлагается в корявом редакторе создать собственного персонажа и пуститься на охоту за отъявленными бандитами с целью отмщения одной статной дамы. Сюжет здесь больше для галочки и слабо поддаётся осмысленному толкованию. Скорее он существует как лишний повод повторного пребывания в мире игры и условной высшей целью для игрока. В остальном - на той же самой обширной карте можно скакать на все четыре стороны и выполнять задания незнакомцев. Ключевой момент онлайновой части состоит в том, что выполнять все задания можно, скооперировавшись с тремя другими игроками. Собственно, это мы уже видели в GTA Online, но эпических многоходовых ограблений в бете RDO пока что нет. Интересным аспектом кооперативных заданий являются два фактора. Первое - в конце каждой миссии есть моральная дилемма, которая решается игроками на уровне банального голосования. Помочь сбегающим любовникам или нет, оставить воришек на рельсах или спасти, и так далее. Не сказать, что это великое достижение, но атмосферы добавляет. Другим интересным моментом является вовлечение других игроков в своё прохождение - во время выполнения заданий вам могут начать мешать другие игроки, находящиеся в "свободном режиме". Угоняете повозку? Вас могут с неё подстрелить. Спешите на лодке к берегу? По вам начнут палить с берега. То есть у вас-то миссия в разгаре - а у них забавная возможность подгадить другому игроку жизнь. Это очень освежает, но на данном этапе всё равно этого не хватает.
В остальном игра предлагает набор разных выделенных режимов типа толпа на толпу с классическими вариантами дэфматч, командный дэфматч, захват флага и другие знакомые сценарии. В угоду современным тенденциям тут даже есть свой вариант королевской битвы - если кому-то это интересно. Меня все эти варианты интересуют меньше всего, так что пробежался я по ним крайне поверхностно. Всё-таки я буду воспринимать RDR2 в первую очередь как большую и комплексную одиночную игру, а онлайновая часть - необходимое зло и лишний бонус. Может быть через полгодика Rockstar доведёт его до играбельного состояния и наполнит карту массой увлекательных развлечений и выведет RDO из беты. А пока этого не случилось - заходить в онлайн стоит разве что только из академического интереса.


Red Dead Redemption 2 это не просто видеоигра. Это самый масштабный проект, который одновременно стал для меня и лучшим фильмом, и лучшим сериалом, и лучшей видеоигрой 2018 года. Потому что в ней Rockstar смешали всё то лучшее, что может дать мир интерактивных развлечений на сегодняшний момент. Искреннюю, проникновенную историю, в которой масса возможностей и глубокий проработанный мир, за которым просто интересно наблюдать и в котором, чего уж там, интересно жить. Это честная и бескомпромиссная вершина, вызывающая благоговейный трепет и вздох ностальгического умиротворения. Будет ли что-то подобное в 2019 мы ещё посмотрим, но RDR2 у нас не отнимут, как и соевый соус.

Что ещё почитать:
Ссылка на Youtube плейлист моего прохождения RDR2
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Самые ожидаемые игры апреля 2019
Второй Хеллбой и золотые големы
Первая часть фильма про Хеллбоя 2004 года
Ребут Хеллбоя 2019 года
Ужастик про семью у индейского кладбища
Кинокомикс про школьника в теле супергероя
Сериал про парня с молотком и его наследство
Фильм про летающего слонёнка
Триллер про доппельгангеров
Анталогия анимационных короткометражек про любовь, смерть и роботов
Сериал про стареющего актёра и его друга-вдовца
Культовый ужастик про идеальный организм на космической станции

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.


Tags: games, red dead redemption 2, review, игры, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Зелёная миля. Стивен Кинг

    Прочитать "Зелёную книгу" меня подмывало уже давно, а тут как раз удачное стечение обстоятельств буквально оставило меня наедине с этим…

  • Кинопремьеры (17.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят сиквел сказки про рогатую крёстную, ужастик про подростков в доме аттракционов, комедия про голосовую помощницу с…

  • "Кодзима - гений". Терри Вулф

    Нельзя просто так взять и пройти мимо книги с таким названием. Тем более, если ты человек, увлекающийся видеоиграми. За несколько лет своего…

  • "Возвращение в Брайдсхед". Ивлин Во

    Забавно, конечно, как наличие книги на полке провоцирует её прочтение. Я даже не сильно интересовался, о чём она, поэтому когда открыл её на первой…

  • Кинопремьеры (10.10.2019)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про битву клонов, мелодрама про молодую пару в Нью-Йорке, российский триллер про подростков в лесах, байопик…

  • Рецензия на фильм "Джокер" (Joker) 2019

    У каждого, кто знает комиксы DC в общем и комиксы о Бэтмене в частности, есть собственный рейтинг киноверсий Джокера. Кому-то ближе клоунада Джека…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments