s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Мы" (Us) 2019


Когда в прошлом году сценарий ужастика "Прочь" Джордана Пила получил Оскар, я слегка удивился. Да, это любопытный фильм и он раздвигал границы жанра, однако у "Трёх билбордов на границе Эббинга, Миссури" сценарий мне всё-таки больше нравился. Тем не менее, когда Джордан Пил анонсировал свой новый фильм "Мы", стало понятно, что он прячет под маской обыденных ужастиков и каким образом вырабатывает свой собственный стиль. Сейчас "Мы" добрались до киноэкранов и их наполнение более чем интересно. Но обо всём по порядку.


Семейная пара Уилсонов с двумя детьми приезжает на отдых в летний домик недалеко от курорта Санта-Круз. Однако для Аделаиды это не очень приятная поездка. Дело в том, что когда-то в детстве она столкнулась с чем-то жутким в парке развлечений и это навсегда изменило её жизнь. Теперь же, когда на пороге их дома появились четыре таинственные фигуры, она понимает, что на самом деле всё гораздо хуже.


Сюжет фильма раскрывается уже к середине - по сути, всё что хотел Джордан Пил рассказать в сценарном плане, становится понятно довольно быстро. И даже финальный твист оказывается вполне себе предсказуемым. И в рамках означенного сценария у зрителя невольно возникает вопрос - и это всё? Неужели это и есть великая история от Пила, которую он захотел нам рассказать? В этом плане очень популярно мнение, мол, опять этот Пил подсунул зрителям унылую историю про неравество и расовую дискриминацию, которая актуально только лишь в Америке. Но на самом деле, копать нужно глубже.

Сценарий Пила подразумевает определённую степень любопытства зрителя обращать внимание на детали и складывать их в более общую картину. Шутка в том, что все эти детали не складываются во время просмотра. Им требуется какое-то время на переваривание и только после этого мозайка начинает приобретать должные очертания. Дело в том, что фильм обладает вторым слоем, который, как упоминающиеся туннели под континентальной частью Америки, размазан по всему повествованию ровно и аккуратно настолько, что при поверхностном просмотре этого даже не видно. На поверхности у нас фильм ужасов, который даже не слишком страшный, а скорее жуткий и постоянно балансирует между напряжённым мистическим триллером и откровенной комедией. Также в картине можно найти отсылки к класическим произведениями типа "Сияние", "Челюсти" и другим.

Второй слой начинает проявляться довольно быстро - уже первый кадр со стеной клеток с кроликами - это метафора людей, запертых в клетках своего сознания. Сам режиссёр в одном из интервью говорил, что кролики обладают двойственной природой - они одновременно милые и пугающие. Дальше эта мысль развивается лабиринтом страха с двусмысленной надписью "Найди себя" - учитывая, чем в конечном итоге оказывается этот туннель, это более чем изобретательно. Следом на свет всплывают библейские мотивы, где бездомный с картонкой с надписью "Иеремия 11:11" в руках смотрит прямо на нас.
"Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их." То есть происходящее с героями это кара небесная, в попытках каждого отдельного человека найти себя.
Тут собственно и наступает время ключевого момента - герои встречаются лицом к лицу со своими двойниками. Доппельгангерами - то есть не просто близнецами, а тёмной стороной собственного Я, что оказывается в разы страшнее. Но страшнее не в сценарном плане - тут нет традиционных скримеров и даже саспенс тут постоянно разряжается юмористическими вставками - страх таится в глубинных посылах происходящего. Джордан Пил своим фильмом заявляет, что вся Америка страдает так называемым синдромом двойника - это когда человека преследует чувство, что он сам или кто-то из его знакомых - это не он, а его двойник. Очень часто это становится началом шизофрении, когда больной признаётся, что это не он совершил что-то плохое, а его двойник. Другой смысл этой концепции в том, что сейчас Америка на политической арене усердно выискивает себе врагов, а Пил намекает, что врага нужно искать не снаружи, а внутри себя. Когда Аделаида спрашивает своего доппельгангера, кто они такие, та отвечает "Американцы". Этим самым подтверждается мысль, что худший враг нации - это её люди, терзаемые внутренними конфликтами. Даже в самом названии можно разглядеть этот двойной смысл - Us это ничто иное как U.S. - United States.


Другой любопытный момент фильма, это его наполненность различными символами, причём как довольно обыденными - типа социальной рекламы, где красные человечки встанут рука за руку вдоль всего континента, так и более сложными. Те же ножницы, которыми вооружены доппельгангеры это одновременно символ созидания и разделения, а лезвия ножниц, между прочим похожи на уши тех самых кроликов, которые обильно разбросаны по фильму.

Актёры играют отлично, благо что им пришлось играть две версии себя. Каждый персонаж кардинально отличается от своей копии и перепутать их довольно сложно. Доппельгангеры в исполнении актёров неожиданно приблизились к эффекту "зловещей долины", а это надо было очень постараться, чтобы добиться такого эффекта. Тот самый кадр, где Лупита Нионго с широко открытыми глазами сидит, положив подбородок на ладони, а её пальцы шевеляться, будто ей и не пренадлежат ещё долго будет торчать в моей памяти жутким воспоминанием.


Больше всего меня конечно поражает реакция людей, разглядевших в фильме тему расизма. Ну вот нет её там в принципе. Фильм о другом, и высказывается совершенно иначе. Режиссёр целенаправлено не акцентирует внимание на расе героев, а просто рассказывает свою историю на примере чёрной семьи. Перед карой небесной все равны, разве что негр с выпученными глазами выглядит более жутко.


"Мы" это ужастик, который-то и ужастиком назвать сложно. Вся его история прыгает с триллера в комедию и обратно, но истинный ужас вызывает не сама история, а скрытые смыслы, которые могут даже не раскрыться, если зритель не будет достаточно внимательным. Джордан Пил изобретательно работает с образами и подачей, совмещая комедию, ужасы и социальные высказывания. Отличный актёрский состав отрабатывает двойную программу, выдавая полярные образы своих героев, так что пропускать такое зрелище не стоит.


Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
К списку всех рецензий
Самые ожидаемые игры апреля 2019
Анталогия анимационных короткометражек про любовь, смерть и роботов
Сериал про стареющего актёра и его друга-вдовца
Культовый ужастик про идеальный организм на космической станции
Триллер про отель на границе штатов
Записи стримов Devil May Cry 5
Ужастик про убийственное искусство
Кинокомикс про сильную и независимую супергероиню с кошкой
Сериал про школьника-сексолога
Улучшенная версия культовой РПГ про Безымянного героя в планах
Список номинантов на Оскар 2019

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: cinema, movies, review, us, кино, мы, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments