s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Чужой" (Alien) 1979


Вы смотрели "Чужого"? Нет - нового не было. Да - это тот самый, старый фильм 1979 года за авторством Ридли Скотта. В честь 40-летия его решили отреставрировать до 4К и пустить в кинотеатрах. Фильм без преувеличения считается культовым и до сих пор отлично смотрится - тем более на большом экране. Но обо всём по порядку.


Космическая станция "Ностромо" отклоняется от курса и высаживается на планету, среагировав на странный сигнал с поверхности. Высадившись, они обнаруживают неведомый организм, который они вынуждены взять с собой. Опасный организм быстро развивается в смертоносную особь, от которой не спрятаться, не скрыться.


Что ни говори, а сорок лет назад некоторые сюжеты действительно укладывались в пару строчек. Это сейчас ни один современный фильм не обходится без трёх десятков сюжетных арок, которые сложным образом переплетаются друг с другом, создавая плотное полотно повествования, которым можно укрыться и от дождя и от солнца. А тогда для описания происходящего хватало нескольких предложений. Но вот какая штука - именно такое обобщённое описание позволяло сконцентрироваться на главной теме и практически не отвлекаться на лишнюю мишуру.

Лишь где-то на поверхности "Чужой" - это фильм про то, как нечто выскакивает из темноты и убивает тебя. То есть это был бы скучный и предсказуемый слэшер, если бы Ридли Скотт не навернул на него вагон жутчайшей атмосферы неизвестности и одиночества в космосе. В этом плане показателен первый кадр фильма, который немного напоминает четвёртый эпизод "Звёздных войн", который вышел двумя годами ранее - огромный космический корабль, отдалённо напоминающий перевёрнутую табуретку, летит через пустынную неизвестность космоса, а несколько титров сообщают лишь общую информацию, которая окажется минимальной вводной в будущую франшизу. Уже в этом первом кадре атмосфера начинает просачиваться сквозь экран и обволакивать зрителя. Ещё не скоро мы услышим первые человеческие разговоры, так что облёты камерой пустынных интерьеров корабля - это всё, что есть в распоряжении зрителя. Уже по ним можно понять, что это фильм не про бластеры и скоростные полёты на сверхсветовой скорости - он про простых работяг, инженеров и учёных, которые оказались в странной ситуации.


Сигурни Уивер сыграла главную героиню Элен Рипли и сделала это блестяще. Её героиня пропагандирует максимально прагматичный подход к ситуации и не испытывает желания общаться с пришельцем, а уж тем более тащить на родную Землю потенциальное оружие массового уничтожения. Увидев, на что способна эта тварь её реакция на "Приказ №24 - Доставить жизненную форму, все остальные задачи отменены", она задаёт лишь один вопрос - "Как нам это убить?". Её безудержная ненависть к пришельцу проста, понятна и обоснована. Рипли пронесёт её через все три сиквела и это не будет вызывать лишних вопросов.


Одна из сильных сторон фильма - это его темп. Обратите внимание как неспешно и размеренно зрителю подаётся происходящее - сюжет не спешит, он ждёт, выжидает, он позволяет кромешной тишине окутать зрителя с головы до ног. Он позволяет нагнать килограммы атмосферы на пустом месте. Неизвестный сигнал мелькает на приборной панели - это предупреждение и крик о помощи? Команда собачится и обсуждает необходимость спуститься на поверхность планеты, а пара ремонтников заботятся лишь о том, выплатят ли и премию наравне с остальными. Наблюдая, как команда пробирается по неизведанной планете сквозь отвратительную видимость, у зрителя повышается чувство тревоги, а уж когда на горизонте появляется силуэт инопланетного корабля, легко может начаться паника, которая раскрывается в полной мере, стоит одному из инженеров оказаться в помещении, наполненном яйцами.


Ровно в том момент, когда один из членов экипажа оказывается лицом к лицу с вместилищем фейсхаггера, молчаливый и неспешный космо-триллер превращается в натуральный слэшер. Только вместо маньяка в кожаной маске или какого-нибудь деревенщины с бензопилой тут инопланетный организм, о способностях которого можно только догадываться. И слэшер хороший, потому что во главу угла тут выводится не кромсание немногочисленных героев, а ожидание этого кромсания!

Но мало того, что "Чужой" выступает в жанре космо-слэшера, так ещё он использует очень хитрый приём на протяжении всего фильма. Пришелец эволюционирует и меняется не только его форма, но и внешний вид и способности. В результате зритель никогда не знает как агрессивный инопланетянин выглядит и на что способен. В разное время в нём можно обнаружить формы осьминогообразных, рептилий и пауков. Финальная стадия эволюции пришельца оказывается сложносочиненной комбинацией различных организмов и за дизайн наших кошмаров стоит поблагодарить художника Ханса Руди Гигера. Не зря же образ Чужого до сих пор считается одним из самых жутких в истории кинематографа. Одной из положительных черт первого фильма является то, что пришельца никогда не показывают полностью - изобретательными ракурсами зрителю демонстрируют отдельные элементы, а зритель уже самостоятельно достраивает образ. В последующих сиквелах этого уже не ощущается - там чужие как тараканы ползают по вентиляции в полный рост и толпой скалят пасти. Былого напряжения уже нет.


Поэтому первый фильм мне нравится больше последующих и уж тем более он лучше современных приквелов с подзаголовком "Прометей". Фильм проглатывает зрителя и погружает его в жуткую ситуацию ещё до того, как начнётся хоть какое-то действие. Пресловутый саспенс здесь важнее динамичных экшен сцен и это прекрасно. Единственное, что можно довольно близко поставить рядом с оригинальный фильмом, это игру пятилетней давности Alien: Isolation, где главная героиня это Аманда Рипли - дочь Эллен Рипли, которая оказывается запертой на другой космической станции в компании взрослой особи идеального организма. Главное, что делает игра (не смотря на некоторые проблемы с геймдизайном) это передаёт щемящее чувство неизвестности - потому что разработчики наделили единственного на корабле Чужого ИИ, который шарится в поисках игрока, осложняя ему перемещение. Так что если кто-то вдруг захочет прочувствовать, каково это - милости просим в игру.


"Чужой" Ридли Скотта снова в кинотеатрах и это более чем хорошо. Это всё тот же культовый фильм, который к тому же крутят в оригинале с субтитрами. Не даром картине дали Оскар за визуальные эффекты - они до сих пор смотрятся более чем достойно. Это и логично - самого Чужого показывают мало и этого хватает для нагнетания атмосферы. В космосе никто не услышит твой крик, но теперь я могу сказать, что видел Чужого в кинотеатре.

Что ещё почитать:
Предыдущие выпуски кинопремьер
К списку всех рецензий
Самые ожидаемые игры марта 2019
Триллер про отель на границе штатов
Записи стримов Devil May Cry 5
Ужастик про убийственное искусство
Кинокомикс про сильную и независимую супергероиню с кошкой
Сериал про школьника-сексолога
Улучшенная версия культовой РПГ про Безымянного героя в планах
Список номинантов на Оскар 2019
Драма про беременную мексиканскую служанку
Байопик про американского вице-президента Дика Чейни
Боевик про одноглазого убийцу на пороге пенсии

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: alien, cinema, movies, review, кино, обзор, рецензия, чужой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Видеоигра от Стивена Спилберга

    Рецензия на игру "The Dig" (1995) Разработчик: LucasArts Платформа: PC Дата выхода: Ноябрь 1995 Время прохождения: 8 часов Эта игра…

  • Кинопремьеры (20.02.2020)

    На этой неделе в прокат выходят экранизация видеоигры про синего ежа, приключение доктора с животными, румынская криминальная комедия про…

  • Рецензия на фильм "Джентльмены" (The Gentlemen) 2019

    Гай Ричи уже давно не снимал комедийных криминальных боевиков - в 2008 году вышел "Рок-н-рольщик", а потом режиссёр пустился во все тяжкие в…

  • "Коллекционер". Джон Фаулз

    Забавно, конечно, получилось, что когда я начал читать эту книгу, я понял, что уже читал её. По мере того, как я мчался по страницам романа,…

  • Кинопремьеры (13.02.2020)

    На этой неделе в прокат выходят фильм про умственно отсталого парня, комедийный боевик про британских бандитов, байопик про разоблачение…

  • Рецензия на фильм "Хищные птицы" (Birds of Prey) 2020

    Рецензия на фильм "Хищные птицы Потрясающая история Харли Квинн" (Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn) 2020 От…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments