s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на фильм "Ван Гог. На пороге вечности" (At Eternity's Gate) 2018


Продолжая знакомится с фильмами-номинантами на Оскар, я добрался до порога вечности, точнее до фильма про художника Винсента Ван Гога. У него всего лишь одна номинация на Лучшую Мужскую роль, но тем не менее с ним было крайне любопытно ознакомиться.


В последние годы своей жизни художник Винсент решил окончательно отстраниться от общества, которое его не понимает и предаться единственному занятию, в котором он чувствовал умиротворение - живописи. Он уезжает в небольшую деревеньку подальше от Парижа и рисует без остановки. По вечерам он, правда, хлещет абсент, из-за чего его поведение на людях вызывает недоумение, а некоторые поступки так и вовсе отпугивают. Периодически к нему приезжают его брат Тео Ван Гог и знакомый художник Поль Гоген.


Как такового сюжета в фильме немного. Картина выцепляет некоторые факты биографии художника и делает их ключевыми точками повествования. Рядом с Ван Гогом регулярно появляются Поль Гоген, с которым он чувствует эмоциональную связь, и его брат Тео Ван Гог, пытающийся помочь своему брату. Однако лучше всего фильм справляется с отображением самоидентификации художника, когда он понимает и озвучивает мысль, что он не создан для своего времени. Он называет себя "художников для людей, которые ещё не родились" и он оказывается довольно близок к истине. Неужели Ван Гог действительно обладал таким даром понимания действительности? Знатоки истории и искусства могут гораздо лучше меня подискутировать на эту тему, но зато фильм подтверждает другое. Винсент Ван Гог был своего рода аномалией своего времени, чужак для всего мира просто потому, что видел вещи иначе.


Зато с подачей тут экспериментов более чем достаточно. Режиссёр Джулиан Шнабель ("Скафандр и бабочка") по сути создал театр одного актёра, где личность художника растворяется в его эмоциях и попытке найти единение с природой. Поэтому в фильме много кадров от первого лица, где художник вышагивает по высокой траве или всматривается в лица собеседников. Крупные планы выглядят необычно и завораживающе - режиссёр пытается найти магию в актёрской работе Дефо так же, как сам художник пытался найти магию в бескрайних просторах которые пытался запечатлеть на своих картинах. Даже факт того, что Уилллем Дефо почти в два раза старше, чем по художник в год своей смерти не слишком обременяет - усталый и измождённый вид легко списывается на эмоциональную составляющую, которая тут главенствует. Режиссёр хотел написать своё импрессионистское произведение и он более чем справился с этой задачей. Поначалу вся эта тряска, преследование героев, крупные ракурсы и пресловутый фиш-ай раздражают, но потом ты медленно и уверенно погружаешься в создаваемое настроение и понимаешь к чему это всё. Ван Гог неуютно себя чувствовал в окружении людей, которые не понимали его живописи, поэтому он вырывался наружу, на природу, на бескрайние просторы. Именно там камера успокаивается, цвета обретают сочность и яркость, передавая настроение и ощущения художника. Здесь очень много показывают и очень мало объясняют - и в этом содержится красота этого фильма.

Уиллем Дефо ("Святые из Трущоб", "Английский пациент"), сыгравший главную роль, поражает актёрской игрой и глубиной погружения в образ. Он буквально растворяется в нём и даже в репродукциях картин ты теперь видишь не просто рыжего бородача, но самого Дефо. Его игрой проникаешься до глубины души и, поймав настроение, впечатляешься ещё сильнее.


Посмотрев такой фильм, уже сложно воспринимать Ван Гога как "того безумного художника, который отрезал себе ухо". К слову, авторы очень интересно подошли к манере пересказа этого случая. В нём одновременно ощущается присутствие и полная отстранённость от самого факта. Фильм вообще мало что объясняет - он именно что передаёт настроение, когда герой балансирует между безумием и умиротворением. Повторяющиеся монологи и диалоги - это как раз безумная сторона, а вот шелест травы на ветру и монохромная картинка при сравнении полотен художника со скульптурами - его умиротворяющая часть.


"Ван Гог. На пороге вечности" это фильм-настроение, фильм-ощущение. Настроение созерцательной умиротворённости и уединения с природой. В фильме слились энергии трёх артистов - самого художника Винсента Ван Гога, актёра Уиллема Дефо и режиссёра Джулиана Шнабеля. В результате получился скорее импрессионистский фильм, больше концентрирующийся на атмосфере вокруг гения, нежели объясняя что-либо. Здесь много отличной актёрской работы Дефо и крупных планов для демонстрации эмоций, но как такового байопика тут нет. Он тяжёлый для восприятия, но прекрасный с эстетической точки зрения.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Еженедельная рубрика обзора киноновинок
Список номинантов на Оскар 2019
Книга о тёмной стороне игровой индустрии
Сериал про петлю времени и рыжую социопатку
Подростковый киберпанк про девочку-киборга с большими глазами
Депрессивный сериал про телеведущего кукольного шоу
Историческая драма про новую фаворитку английской королевы
Комедия про расизм и негра в Ку-клукс-клане
Роад-муви про чёрного пианиста и его белого шофёра
Мультфильм про людей-тюленей и ирландские мифы
Историческая драма про королев Англии и Шотландии

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

Tags: at eternity's gate, cinema, movies, review, Ван Гог На пороге вечности, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments