Определённо, есть что-то забавное в фабуле "негр вступает в Ку-клукс-клан" и режиссёр Спайк Ли решил взять мемуары первого чёрного полицейского Рона Сталворта из Колорадо-Спрингс, чтобы рассказать эту историю на большом экране. В результате получился фильм, который в российском прокате известен как "Чёрный Клановец", а оригинальное название скорее выделяется методом написания, нежели сложностью произношения. Посмотрим, что же он из себя представляет.
Рон Сталворт устраивается в полицейский департамент Колорадо-Спрингс и становится первым чёрным полицейским. Пройдя боевое крещение в архиве и потусовавшись с неграми под прикрытием, Рон попадает в отдел расследований, где решает совершить нечто неординарное. Он звонит в местный офис Ку-клукс-клана и успешно вступает туда, однако для личных визитов он просит напарника - белого еврея - быть его представителем.
Авторы взяли реальную историю и переложили её на кинорельсы. Практически все события, показанные в фильме, происходили на самом деле, а эпилог с использованием любительской съёмки лишь усиливает впечатление. "Чёрный клановец" обыгрывает тему расизма на грани абсурда и опасности. Он одновременно подначивает зрителя расистской тематикой и одновременно пытается говорить об опасных вещах с юмором. Но проблема юмористической части в том, что весь юмор строится на озвученной фабуле "негр в Ку-клукс-клане" и взаимоотношениях этого самого негра с белым окружением. Авторы берут за основу этот оксюморон и размахивают им все два часа перед носом у зрителя. Рассказывать в пародийном тоне правдивую историю ох как нелегко, и поэтому впечатления от фильма целиком и полностью зависят от вашего отношения к теме. Прочувствовать юмор можно с первых кадров, где оратор в луче проектора рассказывает о расизме, регулярно запинаясь и сверяясь с закадровым суфлёром. Проблема подхода в том, что такой юмор может попросту не зайти и в итоге весь фильм останется невнятной волной бушующей грозы, которую вы наблюдаете в окно, попивая кофе с зефирками на подоконнике в сотнях километрах от стихии.
Понять, нравится ли вам фильм или нет - достаточно тех самых первых пяти минут наедине с оратором в луче проектора. Он транслирует неприятные вещи и делает это ровно в стиле грядущего фильма - если эти пять минут вам не понравятся, смотреть остальное точно не стоит.
Фильм рассказывает историю двух людей под прикрытием, которые выдают себя за одного человека. Именно так режиссёр Спайк Ли передаёт психологическое давление - через чёрного, который притворяется белым, и белого, который притворяется ещё более белым. Спайк Ли ставит обоих героев в неудобное положение - положение в котором ни одному из них не хочется находиться, но они вынуждены это делать.
С эстетической точки зрения у фильма всё хорошо. Мягкие светофильтры, изобретательные ракурсы, красивые цвета и приятная стильная музыка - всё создаёт идеальное настроение для восприятия картины. Здесь же атмосфера 70-х годов, причёски афро, модные наряды и расистские настроения - отличный коктейль, который можно впитывать и в отрыве от сюжета. Местами история даже вредит картинке - хочется, чтобы не было всех этих криков про "чёрную силу", "белую силу", агрессию, права тех и этих, но так это не работает. Психологическое давление на зрителя усиливается с каждой минутой и выдержать его - задача не из лёгких.
Джон Дэвид Вашингтон сыграл Рона Сталворта и сделал это действительно хорошо. Ему получилось передать то настроение одиночества, которое испытывал, вероятно, сам Рон Сталворт, когда стал первым чёрным полицейским в Колорадо-Спрингс. Джон Дэвид, если что, это сын Дэнзела Вашингтона и его естественность перед камерой досталось, очевидно, ему по наследству.
Адам Драйвер отлично контрастирует с Вашингтоном и не только цветом кожи. Драйвер сыграл более чем достойно и его "не практикующий" еврей Флип Зиммерман с одной стороны вызывает ощущение холодного и безмятежного айсберга, но с другой в нём просыпается дремавшее чувство справедливости и он стремиться завершить дело, даже переступая через себя.
Оба героя оказываются в похожей ситуации. Они одновременно игнорируют своё происхождение и одновременно успешно уклоняются от многочисленных нападок со стороны внешнего мира. Замкнутость ли это и, наоборот, сила (чёрная, белая), которая проявляется в особой выдержке как Сталворта, так и Зиммермана - остаётся на откуп зрителю.
Как, впрочем, и общее впечатление упирается в близость идей. Мозгом-то ты понимаешь, что здесь пародия, а там усмешка, здесь явная отсылка к современности и дословные цитаты из речей Трампа. Но душа просто отказывается поворачиваться стрелкой внутреннего компаса к фильму, потому что тематика тебе слишком далека и не вызывает резонанса.
"Чёрный клановец" это фильм, построенный на контрастах. В основе абсурдного сюжета лежит реальная история, а главный герой оказывается в ситуации, где одновременно притворяется кем-то другим, но при этом отстаивает свою собственную идентичность. Фильм хорош в плане образовательного материала и очередным пинком ленивой американской демократии, чтобы показать общую лицемерность окружающих. Для зрителя же всё упрётся в близость озвученных идей - есть риск заскучать от излишней пропаганды.
Что ещё почитать:
Предыдущие выпуски кинопремьер
К списку всех рецензий
Список номинантов на Оскар 2019
Роад-муви про чёрного пианиста и его белого шофёра
Мультфильм про людей-тюленей и ирландские мифы
Историческая драма про королев Англии и Шотландии
Заключительный сезон сериала про сирот и их злого опекуна
Французский нуарный детектив про пропавшего подростка и бухающего копа
Британская мелодрама про панка и инопланетянку
Сериал про два одиночества и испытания нового лекарства
Самые ожидаемые фильмы 2019
Самые ожидаемые игры 2019
Добивка 2018 по фильмам
Добивка 2018 по сериалам
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.