s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Рецензия на фильм "Баллада Бастера Скраггса" (The Ballad of Buster Scruggs) 2018


Вышел новый фильм братьев Коэнов и в моих регулярных обзорах кинопремьер его не было просто потому, что вышел он сразу на Netflix, минуя кинотеатры. Несостоявшийся сериал превратился в двухчасовой фильм с шестью небольшими, но ёмкими новеллами на тему смерти. И любопытен он не только из-за режиссёрского дуэта и нескольких знакомых актёров. Посмотрим, что же получилось в итоге.


Первая история является титульной "Балладой о Бастере Скраггсе", которая открывается крайне неожиданным ломанием четвёртой стены, где неуклюжий на вид, но ловкий по сути стрелок в белоснежном костюме обращается к зрителю, чтобы пролить немного мудрости. Он плетётся по однообразным пейзажам на своей лошади и распевает песни, регулярно заглядывая в салуны, чтобы промочить горло. К несчастью для окружающих, это редко заканчивается хорошо. Бастер Скраггс - отменный стрелок и выдающийся певец, поэтому он может подстрелить негодяя даже без оружия, а потом спеть весёлую песню на барной стойке. К сожалению, баллада заканчивается на грустной ноте с лейтмотивом, что рано или поздно найдётся кто-то лучше и моложе тебя.

Эта история одновременно самая весёлая и абсурдная, и именно такое начало даёт всему сборнику грамотное вступление. Немного наивное, милое и смешное действие, которое соседствует с гипер-жестокостью и обилием трупов, создают грамотный контраст и создаёт обманчивое впечатление, что также будет дальше. На деле же оставшиеся пять историй куда как мрачнее.

Вторая история рассказывает о катастрофически невезучем грабителе банка. Мало того, что ему сначала чуть не прострелили ноги, а потом безумец, обвешанный сковородками, врезал ему по лицу, его казнь на дереве закончилась нападением индейцев, в которой он неожиданно выжил. Но и это ему не помогло. Расписывать дальше сюжет истории не имеет смысла, потому как она и без этого через чур короткая. Финал истории хоть и с юмором, но грустная нотка всё же превалирует.

В главной роли здесь Джеймс Франко и, хотя играть тут попросту нечего, он хорошо справляется с трансляцией бесконечного воздействия фатума. Остаётся только смеяться и плакать над незадачливым грабителем. Здесь стоит отметить лишь скромные декорации, которые создают при этом крайне благоприятное визуальное впечатление. Выверенные кадры и броские ракурсы врезаются в память и впечатляют своей стройностью.

Третья история получилась крайне мрачной и жестокой. Немногословный шоумен ездит по городам с повозкой, которая трансформируется в небольшую сцену. В каждом городе и посёлке он даёт одно представление - звезда его шоу это безрукий безногий молодой человек, который декламирует сонет Перси Бисше Шелли под названием Озимандия (Ozymandias). Делает он это ярко и самозабвенно, с чувством, с толком, с расстановкой, а его шоумен обеспечивает звуковые эффекты. Представление живостью не отличается, но хоть какую-то монету они собирают после выступления. Хватает, что поесть и добраться до следующего городка. Вот только представление всё меньше собирает зрителей, а возни с калекой без конечностей слишком уж много. Вот и не удивительно, что шоумен однажды решает обновить шоу-программу.

В роли шоумена тут выступил Лиам Нисон и со своей немногословной ролью он справился более чем. Образ заядлого алкоголика, который изредка горланит песни у костра и отправляется в город, чтобы снять проститутку в борделе одновременно вызывает отвращение и жалость. А уж сцена на мосту вышла даже слишком пронзительной.

Для контраста, следующая история вышла максимально яркой и в чём-то даже позитивной. Старый золотоискатель находит солнечную долину, где, он уверен, сокрыт золотой самородок. Он копается в грязи, исследует берег реки с прозрачным ручьём и его труды награждаются несколькими крупицами, блеснувшими жёлтым на дне тазика для промывки. Постепенно он определяет границы, в которых сокрыт самородок и копает яму, не подозревая, что за ним кто-то наблюдает.

Хотя смерть присутствует и в этой балладе, она всё равно оставляет позитивное впечатление, ведь содержит простую, но убедительную мораль, что труд облагораживает и приносит плоды.

Пятая история вышла самой длинной и эмоциональной. В ней брат с сестрой отправляются с караваном в Орегон. Брат Гилберт намерен выдать сестру Алису Лонгабо замуж за своего приятеля, которого она в глаза не видела. По дороге Гилберт умирает от холеры, оставляя сестру без денег, долгами перед погонщиком их телеги и неясным будущим в Орегоне. К счастью Алиса приглянулась одному из караванщиков - мистеру Биллу Нэпу. Чтобы решить её проблему, а заодно и парочку своих, он решает сделать ей предложение. И всё было бы хорошо, если бы не собака.

Баллада балансирует на грани отчаяния, милой удачи и трагедии, но все события объясняются твердолобым прагматизмом. Алиса решает принять предложение Нэпа, потому что выбора у неё не много. Нэп решается на женитьбу из экономических соображений. Партнёр Нэпа - старик Артур смотрит на эту ситуацию с высоты имеющегося опыта и старается помалкивать. И лишь собачонка по кличке Президент Пирс лает на повозку, волов, сусликов и вообще всё остальное без какой-либо тени прагматизма.

Шестая история подводит черту в этой череде мрачных историй и хоть в ней самой не происходит ни одной смерти, смерти в ней больше, чем во всех предыдущих историях вместе взятых. Пять пассажиров повозки едут по направлении к некоему Форту Морган и по дороге рассуждают о жизни. Охотник, заготавливающий шкурки, рассказывает о своих отношениях с женщиной Команчей, что вызывает гнев религиозной женщины. По её мнению, люди делятся на праведников и грешников, но у француза по соседству другое мнение на этот счёт. Он считает, что люди могут меняться под влиянием обстоятельств. И лишь двое попутчиков напротив имеют отличную точку зрения. Дело в том, что они охотники за головами, а рядом с чемоданами на крыше повозки покоится тело умерщвлённого бандита, которого они везут навстречу награде за его голову.

Эта баллада наиболее многословна, но и смысла в ней сокрыто гораздо больше прочих. Мрачная аллюзия на повозку, извозчик которой не остановится, даже если даме станет плохо, становится ясна к финалу истории. Как в греческих мифах, где Харон перевозил души умерших через реку Стикс, так охотники за головами склонны называть себя жнецами, собирателями душ, сопровождают трёх умерших в их последний путь. От монолога одного из жнеца кровь может и вправду заледенеть, когда тот вещает о том, как любит смотреть жертвам в глаза, наблюдая как они "переходят на другую сторону". При этом он не спускает взгляда со своих попутчиков.

Обставлено повествование крайне стильно - каждая из шести историй обрамляется листанием старой, но аккуратно хранящейся книги, где баллада начинается сочной иллюстрацией и фразой, вырванной из контекста, цель которой привлечь внимание и заинтересовать, с чем она с успехом справляется.

Изначально братья Коэны задумывали сериал, но в конечном итоге материал скомпоновали в полнометражный фильм, в котором шесть историй составляют полный спектр впечатлений и эмоций. Здесь же следует отметить выдающуюся работу с камерой, где оператор подбирает выверенные кадры и стильные ракурсы, в которых каждая травинка на своём месте, окружение наполнено атмосферой Дикого Запада насколько это возможно в рамках кинокартины.
Аутентичная музыка и песни составляют немаловажную роль в создании атмосферы, и каждая баллада содержит как минимум одну песню. Иногда грустную, иногда не очень - но все они крайне атмосферны и не звучат лишними даже при отсутствии аккомпанемента.

Для меня просмотр "Баллад" оказался более чем впечатляющим. Месяц назад Rockstar выпустила главную игру этого года - "Red Dead Redemption 2" и с тех пор несколько часов атмосферы Дикого Запада стали моим обязательным времяпрепровождением. Не факт, что я закончу игру к концу года - уж больно необъятная она и впечатляющая, но фильм от Netflix вписался в мироощущение более чем идеально, а значит Коэны справились со своей задачей на отлично.

"Баллада Бастера Скраггса" это сборник небольших, но довольно ярких новелл, связанных разве что тематикой. Дикий запад, ковбои и индейцы, поселенцы и попутчики, бандиты и законники, золотоискатели и бродячие артисты, меткие стрелки и не очень. Братьям Коэнам удалось выцепить дух эпохи и отлично его передать, хоть и немного в мрачной манере. Здесь много грусти и много скорби и совсем-совсем немного радости, веселья и забавы. Но тем не менее и этом жестоком мире есть чему порадоваться и здешние баллады оставляют приятное впечатление после просмотра, лишний раз подтверждая, что эта эпоха давно прошла и не стоит сильно по ней горевать.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в ноябре 2018
Мультфильм про героев видеоигр и Интернет
Сериал про слепого адвоката в костюме супергероя
Сказка про чудных зверей и волшебников с палочками
Комедийный сериал про бруклинских полицейских
Аниме про мальчика в мире антропоморфных животных
Детектив про несовершенство японской системы правосудия
Экшен про Человека-Паука и всех, всех, всех

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

Tags: cinema, movies, netflix, review, the ballad of buster scruggs, Баллада Бастера Скраггса, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments