s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на фильм "Человек на Луне" (First Man) 2018


Когда только стало известно, что режиссёр Дэмьен Шазелл снимает фильм про космонавта Нила Армстронга, да ещё и взял на главную роль Райана Гослинга, с которым уже работал в своём предыдущем фильме "Ла-Ла Лэнд", уже тогда я знал, что это будет интересное зрелище. Сейчас фильм добрался до кинотеатров, поэтому мне удалось наконец посмотреть его, чтобы определить был ли я прав.


Нил Армстронг работает пилотом испытателем и не всегда полёты проходят по плану. Но в семье дела значительно сложнее - двухлетняя дочь Карен умирает от рака, и никто не может ничего сделать. После похорон Нил решает погрузиться в работу и отвлечься от несчастья. Новой работой для него становится программа НАСА по подготовке астронавтов, где американское правительство готовится совершить то, чего до этого никто не делал - отправить человека на Луну.


Сценаристы целиком и полностью концентрируется на истории Нила Армстронга и практически всё остальное служит фоном для его эмоционального колебания. Одно событие захватывает его и погружает в пучину проблем, тогда как он давит в себе все внешние проявления, раз за разом совершая невозможное. Космическая гонка с СССР, расовые беспорядки, Вьетнамская война - всё это создаёт убедительный фон для личной истории, и никогда не выпячивается на передний план. Более того, авторы совершают неслыханное - они занижают важность самого полёта на Луну и практически не пропагандируют патриотизм, что происходит крайне редко в американских фильмах.

Дэмьен Шазелл ("Одержимость", "Ла-Ла Ленд") не стесняется в изобразительных средствах и весь фильм он находит неоднозначные, но работающие средства транслирования своих идей. Например, он без стеснения делится опытом покорения Лунной поверхности от первого лица, что становится ярким событием не столько для главного героя, сколько для зрителя. Те же крупные планы часто используются, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на мелких едва уловимых деталях - показаниях приборов и сотнях страниц руководств, которые требуется осилить в минимальные сроки.


Фильм отлично передаёт чувство клаустрофобии, когда главный герой сотоварищи запихивают себя в герметичные костюмы, а следом располагаются вниз головой в маленьких неудобных капсулах, где приборная панель больше, чем хватает взгляда. Истинный ужас возникает, когда эта капсула смерти скрипит и трещит по швам, а оператор крупным планом показывает винт обшивки с протёртой резьбой. В этом фильме про космос нет романтики звёздных путешествий - в ней есть первобытный страх, где астронавты лишь маленькие винтики в механизме политической машины, которая соревнуется с невидимым врагом на другом континенте. К слову, СССР в фильме показан именно как достойный соперник в космической гонке. Мельком показанная новость с экранов телевизоров отдаёт настолько сильной волной эмоционального разочарования героев, которое чувствуется прямо сквозь экран, а российские зрители могут даже невольно испытать гордость в этом эпизоде.

Большую часть фильма придётся наблюдать неимоверную тряску, к которой даже к финалу сложно привыкнуть, но даже в ней кроется целых несколько аспектов, переводящих этот приём в разряд гениальных решений. Главной причиной использования неровной съёмки можно считать многообразие кадров из кабины летательных аппаратов - именно так передаётся вся неуютность турбулентности и связанные с ней опасности. Иногда кажется, что сейчас вся эта кабина развалится к чертям, а от пилота останется только шлем. Но вот сцена тихого семейного ужина с друзьями и тряска никуда не делась. В этом можно разглядеть попытку режиссёра передать не турбулентность кабины ракеты, но эмоциональную нестабильность главного героя, который подавляет свои чувства так сильно, что они резонируют во вне.

Нил Армстронг в исполнении Райана Гослинга ("Ла-Ла Ленд", "Бегущий по лезвию 2049") получился грустным и замкнутым человеком. Переживая семейную трагедию, но подавляет свои чувства и отстраняется от внешних раздражителей - иногда в его молчаливом застывшем взгляде гораздо больше эмоций, чем в любой истерике. Поэтому в картине так много крупных планов его уставших глаз. Гослинг убедительно изобразил среднестатистического американца с талантом инженера и физика, который при этом совершенно не в состоянии общаться с семьёй и друзьями. Пережить безумные перегрузки в центрифуге ему проще, чем разговор с детьми в ночь перед отлётом, где ему предстоит сказать, что он может не вернуться.


Клер Фой ("Корона") сыграла супругу главного героя Жанет Армстронг, которая искренне играет на контрасте с Гослингом. Там, где Райан погружается в себя и давит молчаливую слезу, Клер играет более открыто и эмоционально. Подобное противопоставление играет на руку как развитию сюжета, так и психологическому состоянию, которое фильм пытается ретранслировать.


Фильм снимали на 35мм плёнку IMAX камерами, как и недавний "Дюнкерк" Кристофера Нолана и в крупном зерне удалось запечатлеть как атмосферу Америки 70-х годов, так и незначительные изменения мимики персонажей, завораживающее чёрное небо и впечатляющую серо-белую поверхность луны. Все эти детали удаётся без труда рассмотреть, даже не смотря на постоянно трясущуюся камеру, прекрасно передающей ощущение визуальной ненадёжности этих капсул смерти, которые они называют ракетами, с одной стороны, но с другой та же тряска в мирных эпизодах попросту мешает. Но вот какое дело - единственный момент, где тряска прекратилась, это во время высадки на Луну, что значит сделано это было намеренно, чтобы передать нестабильное эмоциональное состояние главного героя и то умиротворение, которое он испытал, ступив на рыхлую бледную поверхность спутника Земли.


Тот же лунный эпизод обладает ещё одним прекрасным кадром - когда Нил и Базз открывают люк модуля, чтобы выбраться наружу, все звуки буквально высасываются наружу и камера переходит на вид от первого лица. Остаётся лишь звук собственного дыхания, который мне, как дайверу, знаком не понаслышке. И раз уж фильм способен эмоционально ретранслировать такие ощущения, то называть его плохим я просто не в состоянии.


"Человек на луне", несмотря на название, сложно назвать истинным фильмом про космос. Он в первую очередь концентрируется на одном единственном человеке - Ниле Армстронге, который проходит через эмоциональный ад, но всё ещё остаётся способным сделать то, что от него требуется. Дэмьен Шазелл своим фильмом позволяет прожить два с лишним часа в шкуре астронавта и делает это на редкость хорошо. Пропускать такое категорически не рекомендуется, разве что перед просмотром убедитесь, что ваш вестибулярный аппарат вас не подведёт.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в октябре 2018
Дневничок дайвера
Триллер про писательницу и её фанатку
Драма про алкоголика и начинающую звезду
Комедийный сериал про покорение космоса
Кинокомикс про Тома Харди в гудроне

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

Tags: cinema, first man, movies, oscar2019, review, Человек на Луне, кино, обзор, оскар2019, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пятничный Sekiro

    Первая пятница лета 2020 года. Почему бы не отпраздновать это событие сражением с мини-боссом в Sekiro Shadows Die Twice? Некоторое время назад…

  • Рецензия на игру "Lara Croft and the Temple of Osiris" (2014)

    Разработчик: Crystal Dynamics \ Nixxes Software Платформа: PC Дата выхода: декабрь 2014 Время прохождения: 6 часов Я как раз проходил…

  • Рецензия на сериал "Молодой папа" (The Young Pope) 2017

    "Молодого папу" посмотреть я хотел, на самом деле, давно, просто руки не доходили. То одно, то другое, да и с текущими сериалами надо было…

  • Игровые релизы. Июнь 2020

    Мир потихоньку приходит в себя после вспышки короновируса. Постепенно всё открывается, но с обязательным масочно-перчаточным режимом. В отличии от…

  • Пятничный Sekiro

    Очередная пятница приносит нам битву с опциональным мини-боссом в Sekiro Shadows Die Twice. В игре есть сразу несколько схожих противников,…

  • Рецензия на фильм "Мотылёк" (Papillon) 2017

    В мировом прокате ремейк "Мотылька" с Ханнемом и Малеком вышел ещё в сентябре 2017 года, а до российских кинотеатров он добрался ещё через год - в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →