s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n

Дневничок дайвера (Август 2018). Часть 7. Заключительная.

Это седьмая и заключительная часть моего дневничка, в котором я расписываю свои дайверские приключения в дайв-сафари в августе 2018 года.

Предыдущие записи:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

25.08.2018 Суббота - День седьмой.

Настал заключительный день нашего дайв-сафари. Нас привезли в регион южного Мале и решили показать сайт Kandhooma с интенсивным течением. Сайт представляет из себя вытянутое плато с несколькими крупными камнями и всё вместе это покрыто обильным количеством кораллов. Нас сразу предупредили, что течение в этом месте сильное, поэтому нужно погрузиться как можно быстрее и зацепиться крюком за первый же попавшийся камень. С погружением проблем не возникло, разве что я очень долго не мог продуть правое ухо. При этом никаких болевых ощущений не возникало, поэтому я не особо обращал на него внимание. Тем более, что на глубине 15 метров, когда я всё ещё шёл вниз, проблема с ухом ушла сама собой. Оказавшись внизу, я вытащил крюк и начал искать место, куда бы зацепиться. После пары неудачных попыток я обнаружил каменную петлю, идеально подходящую для крепежа, чем тут же и воспользовался. После этого осталось только поддуть жилет и наслаждаться окружающим пространством. А наслаждаться было чем - буквально тут же мимо начали проплывать рифовые акулы и скаты-орляки.

Течение и вправду было крайне сильным - если бы не крюк, меня снесло бы тут же. Похожие ощущение вызывает порывистый ветер, гнущий арматуру - несмотря на крепление, приходится постоянно балансировать, чтобы тебя не перекрутило, и ты не заехал кому-нибудь ластой в глаз. Выдышав четверть баллона вплоть до 150 бар, мы дружной гурьбой отцепили крюки. Течение нас подхватило и понесло - задача заключалась в том, чтобы выбраться с 25-метровой глубины и осесть на краю плато на высоте 15-18 метров, где расход воздуха был бы более щадящим. На этот раз я практически мгновенно нашёл место для крепления, которое, как будто для этого было создано - небольшое отверстие изгибистой формы в каменной структуре, в котором крюк закрепился как влитой. Неподалёку от меня за край плато прицепился испанец, но сделал это крайне близко ко мне. Как результат, его стабильно болтало возле моей верёвки, однако угрызений совести он по этому поводу, очевидно, не испытывал. Напарываясь на неё то ногами, то руками он изо всех сил держался за свою верёвку и даже не думал поддуть жилет регулятора, чтобы подвиснуть на верёвке чуть выше и дальше от меня. В этот раз контингент проплывающих в течении морских обитателей не особо впечатлял - лишь один раз за 15 минут вдалеке проплыл довольно крупный косяк серебристых рыб - на таком расстоянии нельзя было даже определить их вид. Когда воздух в баллоне достиг 100 бар, а наш дайв-гид уплыл с более интенсивно дышащими дайверами из нашей группы, пришло время и нам сняться с якоря и в полной мере почувствовать погружение в условии течения. Поднявшись на высоту 12-14 метров, мы поняли, что делать-то нам ничего и не надо - течение нас несло над плато и обеспечивало стабильной скоростью перемещения. Где-то над нами проплыла массивная стая скатов, которые красиво смотрелись снизу.

Интересный момент, что нёсшее нас течение постоянно изменяло скорость и действовала наплывами. При этом сопротивляться ему было бы попросту глупо и энергозатратно. Мы проплывали над разнообразными кораллами, в которых стояла рыба всех мастей и расцветок. Мы проплывали над скоплениями больших и маленьких рыб, не успевая их толком разглядеть.

Мы проплывали над плато, которое совершенно не спешило заканчиваться. Тем не менее, спустя 15-20 минут мы почувствовали, что течение ослабевает, а дайв-гид смежной группы уже расчехлил буй для остановки безопасности. Мы проверили остаток воздуха в баллонах и двинулись к поверхности. На 50-й минуте погружения мы оказались на поверхности в ожидании подплывающей дони.

Оказавшись на борту дони, нам лишний раз повторили, что это был последний дайв в этом сафари и теперь нам нужно собрать всё наше оборудование в ящик под скамейкой. Все что мы поместим в ящик будет прополощено в специальном растворе, чтобы смыть соль, и развешано сушиться на бортах основной лодки. Когда все вернулись на борт и пообедали, лодка выдвинулась в сторону острова Мале. С 15 до 17 нам решили устроить вылазку в город. Желающих посетить остров набралось аж 10 человек, не считая организаторов, которым требовалось приобрести пару вещей для следующей поездки. За полчаса мы добрались до берега и нетвёрдой походной моряка начали привыкать к твёрдой земле. Мале оказался чётко структурированным городом с параллельными и перпендикулярными улицами. Нам предоставили два часа свободного времени на его разграбление, которое пришлось исключить из развлекательной программы, так как мы решили не брать денег от слова вообще. Кстати, это оказалось довольно действенным приёмом для различных зазывал, которые цеплялись к нам по дороге и пытались заманить в свои магазины. Фраза "No money, not interested" напрочь убивала в них всяческий интерес к нашим персонам, хотя и попадались шутники, которые говорили, что раз у нас нет денег, они готовы принять кредитную карту. Зазывалы навязывались, в основном, на набережной, и полностью исчезли, стоило отойти в центр города. Там кипела нормальная городская жизнь, многочисленные лавки и магазины предлагали разнообразные товары местным жителям. Мы заметили, что самый популярный вид транспорта - это скутеры и мотоциклы. Их там просто немерено - очень похоже на то, что творится в Тайланде, но мне показалось, что на Мальдивах скутеров даже больше. Почти на всех дорогах стоит ограничение по скорости в 30 км\ч и через каждые 10-15 метров разложены лежачие полицейские, чтобы у местных лихачей даже мысли не было разогнаться. С этим же связана особенность пересечения дорожного полотна - регулируемых перекрёстков тут попросту нет, редкие светофоры выключены за ненадобностью и лишь немногочисленные полу-стёршиеся зебры едва различались на асфальте и обещали безопасный переход. Как результат, местные переходили дорогу буквально в любом месте. Мы решили последовать их примеру и поняли главное - нужно делать это максимально уверенным шагом. Кстати, следует помнить, что на Мальдивах левостороннее движение, так что лучше сразу оглядываться в обе стороны, хотя в большинстве случаев это и не требуется. Наездники скутеров вполне адекватно реагируют на переходящих в любом месте пешеходов.
Сделав внушительный круг по центральным улицам, которые были украшены разноцветными флажками (позже мы выяснили, что это было приурочено к грядущим выборам президента), мы вернулись на пристань к назначенному часу. Убедившись, что все вернулись в целости и сохранности, капитан направил дони обратно к яхте. Там нас ждал ужин, после которого мы начали паковать чемоданы. За то время, пока мы были на острове, всё дайверское оборудование, развешанное на верхней палубе, успело высохнуть, так что мы забрали его к себе номер. Окончательное выселение было назначено на 7 утра, так что этим вечером нам нужно было разобраться со всеми неоплаченными счетами. Мы всё бронировали заранее, и аренда оборудования входила в стоимость сафари, на борту мы не пользовались дополнительными услугами типа массажа и не употребляли лишнего алкоголя, так что никаких дополнительных оплат от нас не потребовалось. После этого я подзарядил напоследок ворох электроники и рассовал её по отделениям багажа. Теперь можно было со спокойной совестью отправиться спать.

26.08.2018 Воскресение - День восьмой.

Проснулись мы рано - в шесть часов утра. Так как все вещи уже были собраны, нам оставалось только умыться, позавтракать и покинуть гостеприимный борт Emperor Serenity. В 6:30 был подан завтрак, а меньше чем через час все дайверы развалились на диванчиках главной палубы в ожидании отъезда. Когда же была дана отмашка на отбывку, мы дружной гурьбой пересели в дони, куда уже перенесли все чемоданы гостей. Главный дайв-гид Габриэль со своей женой Марией по-дружески попрощался с каждым гостем, после чего дони поплыла в порт, что рядом с аэропортом.

В 8 утра мы уже были возле здания аэропорта. Нам предстояло провести ещё три дня на Мальдивах и у нас был забронирован небольшой отель в Хулумале под названием Planktons Beach. Недолго думая, мы решили позвонить в отель и попросить их приехать за нами. Спустя полчаса, машина с логотипом отеля подъехала ко входу в аэропорт, где мы успешно в неё загрузились. Planktons Beach оказался крайне компактным и скромным отелем, коих на острове огромное количество, как выяснилось позже. В Хулумале преобладает очень компактная архитектура зданий - каждой строение буквально метров десять в ширину и раза в два длиннее в глубину. Высота редко превышает 3-5 этажей, поэтому выглядит всё более чем скромно. Сам отель довольно чистенький и опрятный. На каждом этаже - по 2-3 комнаты, так что на всё здание едва набирается 10 номеров. Тем не менее пожить тут несколько дней вполне можно. Мы решили, что хотим немного растянуть удовольствие от мероприятия под названием "дайвинг на Мальдивах", так что оперативно выяснили возможности дейли-дайвинга. Пользоваться своим едва успевшим высохнуть оборудованием не хотелось, поэтому мы склонились к полной аренде оборудования. Если мы совершим два погружения завтра, то у нас будет ещё почти двое суток, чтобы азот успел выветриться из организма.
Хотя отель располагался на первой береговой линии, желающих купаться не было от слова вообще. Более того весь пляж представлял собой жуткую свалку, ведь на него выкидывало всё, что нерадивые жители или туристы бросили в воду. Немного погуляв по городу, мы наткнулись на Центральный парк.

Он представляет из себя полукруглую территорию, на которой высажены красивые деревья, по газонам проложены извилистые тропинки с расставленными вдоль них скамейками, а в центре располагаются забавные архитектурные строения и фонтан в виде вазы, из которого должна литься вода, но в этот раз этого не происходило. Зато рядом был чудесный пруд с перекинутым через него мостом, а в самом пруду плавали рыбки. Ещё мы заметили, как по газону регулярно бегают ящерицы, которых поймать не было ни возможности, ни желания. Всё-таки жара в 31 градус и высокая влажность давали о себе знать.

Ещё немного погуляв по городу, мы поужинали в ближайшем ресторанчике и после этого спокойно отправились спать.

27.08.2018 Понедельник - День девятый.

Этот день был посвящен дейли-дайвингу и это оказалось самым спорным опытом за всю поездку. Дело в том, что небольшие фирмочки по организации водных развлечений не утруждают себя необходимостью следовать правилам PADI, поэтому приходится полностью полагаться на себя и свои ощущения. Нас погрузили в небольшой пикап, где уже лежали заполненные воздухом баллоны. Помимо нашей группы из трёх человек с нами погружался дайв-гид и какой-то местный парнишка с пышной копной волос. Я так и не понял, был ли это какой-то начинающий заниматься дайвингом местный житель, или же дайв-гид его обучал. За 10 минут мы доехали до пирса и погрузились в небольшую дони. Молчаливая команда и аскетичный интерьер лодки доверия не вызывали, так что мы сгруппировались на одной из скамеек вдоль борта и начали готовиться. Учитывая, что из оборудования у нас были только дайв-компьютеры, мы перенастроили их на воздух, который нам закачали в баллоны и начали примерять предложенные костюмы. Самое интересное, что никто даже не удосужился заранее выяснить наши размеры и подготовить подходящее снаряжение – видимо, что было в запасах, то и взяли. Мы с трудом влезли в арендованное оборудование, потому что оно оказалось попросту мало. У меня даже возникла мысль полностью от него отказаться, но в одних плавках было погружаться немного стрёмно, так что пришлось постараться и втиснуться в выданный длинный костюм. Мало того, что рукава и штанины были преступно короткими, так и обжимало всё так, что после дайвов у меня ещё в течение часа на руках и ногах виднелись следы швов костюма. Минут за 30 мы добрались до первого сайта Fadu Wall. Наш дайв-гид не стал утруждать себя подробным брифингом или описанием местности. «Там стена с рифом», сказал он, «плывём вдоль неё. Ничего не трогать и выходить на остановку безопасности на 50-ти бар.» Мы плавно погрузились и начали плыть вдоль стены.

Это была крайне безжизненная стена и смотреть там было попросту нечего. Мелкие рыбёшки изредка проплывали мимо, а в одном углублении в стене я разглядел рыбу-камень.

На 15-й минуте мимо меня проплыл кусок мешковины и у меня мелькнула мысль с чего это вдруг. Но то, что я увидел дальше подтвердило все опасения. Практически вся стена рифа была усыпана строительным песком и строительным же мусором. Верёвки, мешки и пластиковые пакеты нависли мёртвым грузом на кораллах, которые уже едва различались под толстым слоем насыпанного сверху песка. Вот так выглядит уничтоженный людьми коралловый риф. Безжизненный, грустный и пугающий – мы плыли метр за метром и всё больше подвергались шоку. Дайв-гид ломанул куда-то вперёд и держался на значительном от нас расстоянии, да ещё и ниже. Лохматый парнишка же явно только-только осваивал дайвинг, поэтому с плавучестью у него было всё плохо от слова совсем. Его то топило вниз, то выкидывало наверх. Налицо все признаки неправильно подобранного груза и недостатка опыта. Гид периодически бросался за ним и где-то на 20-й минуте отправил его ближе к поверхности. Совершенно неожиданно в небольшой пещере гид разглядел черепаху и начал активно её всем показывать.

Когда не осталось сомнений, что мы все увидели её, он со спокойной совестью двинулся дальше. Всплыли мы на 55-й минуте дайва. К нам тут же подплыла лодка и нас подобрали. Я посмотрел, что из себя представляет здешний берег – там действительно была насыпь, которая у воды ограждалась массивными бетонными плитами. Убитый коралловый риф и безжизненная глубина – только так можно было охарактеризовать это место.

Как только мы оказались на лодке, капитан выдвинулся к следующему сайту. Доплыли мы до него быстро – минут за двадцать. Когда капитан приглушил мотор, наш гид начал нас поторапливать – давайте уже погружаться. Мы, естественно, завозмущались – мол, чувак, тут и получаса не прошло. Нельзя с таким маленьким поверхностным интервалом, да ещё и на воздухе, погружаться. Более того, он собирался погружаться ещё глубже, чем мы были в прошлый раз, а мы тогда ниже 18 метров не опускались. Второе погружение, по правилам, не должно быть ниже предыдущего, поэтому между собой мы решили – путь этот гид творит, что хочет, но мы будем следовать всем правилам. Дайв-компьютер ещё минут 20 рисовал нам восклицательный знак, а гид занял выжидательную позицию. Вторым дайв-сайтом оказался тот же самый риф, где мы проводили дайв-чек в первый день нашего сафари – Kurumba Reef. Это обещало хоть какое-то разнообразие живности, по сравнению с первым сегодняшним дайвом, но всё равно многого от него мы не надеялись получить. Когда наши дайв-компьютеры убрали значок восклицательного знака, дайв-гид встрепенулся и активизировался. Я демонстративно не торопился, растягивая поверхностный интервал всеми возможными способами. Знаете, как отличить хороший дайв-центр от плохого? В хорошем дайв-центре вам всегда обеспечат продолжительный поверхностный интервал для вашей же безопасности. У меня он составил всего лишь 50 минут – это мало и рискованно. Погрузившись, я опустился на 15 с лишним метров и спокойно двинулся вдоль стены рифа. Здесь уже было на что посмотреть – и рыбки были, и кораллы.

Где-то внизу проплывали акулы, но гид их игнорировал. Также он игнорировал нас, потому что мы плыли в своём темпе и на своей глубине, и игнорировал лохматого парнишку, которого опять колбасило вверх-вниз, и после череды спусков и подъёмов, он решил барахтаться где-то у поверхности. Я его потерял из виду до самого окончания дайва. На 45-й минуте мочевой пузырь затребовал внимания, поэтому, несмотря на оставшийся в баллоне воздух мы начали подниматься на остановку безопасности. Даже при своём максимально безопасном режиме я оказался ниже всех и начал подъём с 10 метров, в то время как остальные уже запустили таймер остановки безопасности. Медленно поднимаясь вдоль стены, я уловил какое-то движение. Я пригляделся, и увидел большого осьминога, разместившегося на коралле, практически не прячась. Как же я в тот момент пожалел, что камера была не у меня. Осьминог сидел вальяжно и совершенно никуда не торопился сбегать, поэтому мне удалось в полной мере насладиться диковинным созданием. Разглядывая его, я не сразу обратил внимание на его распластавшиеся щупальца, а тем временем одно из них уходило куда-то в сторону. Повернув голову немного левее, я увидел, что осьминог не просто вытянул в сторону своё щупальце – он им обхватил щупальце другого осьминога, который(которая?) сидел рядом. Два милейших осьминога отдыхали на коралле держась щупальцами друг за друга – когда вам такое приходилось наблюдать? У меня подобный опыт был первым в жизни, поэтому я ещё с минуту решил полюбоваться этой картиной. Ещё раз посетовав на отсутствие камеры, я выдохнул и отправился наверх. Общее время погружения составило 52 минуты и в журнале это последнее погружение я записал за номером 100. Теперь у меня ровно сотня зарегистрированных погружений и 84 часа пребывания под водой. Неплохо, правда?

На этом я, пожалуй, завершу свой дневничок дайвера до следующих поездок. По результатам всей поездки могу сказать, что флот Emperor это, определенно, качественный дайв-центр, а экипаж Serenity крайне дружелюбный и радушный. Если вдруг решите поехать на дайв-сафари на Мальдивах – выбирайте их – не прогадаете. Кстати, флот Emperor есть и на Красном Море, и что-то мне подсказывает, что сервис там не хуже. В любом случае при занятии дайвингом следует помнить главное – о собственной безопасности. В курсе обучения PADI очень много внимания уделяется безопасности, но даже, следуя всем правилам, нельзя быть до конца уверенным в своём организме, потому что неприятности могут случиться даже при строгом соблюдении всех инструкций. Например, одна из туристок на борту Serenity была экстренно эвакуирована с признаками кессонной болезни, хотя делала всё по компьютеру – всё сводится к индивидуальным особенностям организма и тут ни один компьютер не сможет рассчитать и учесть все параметры. Риск кессонки можно понизить, погружаясь на найтроксе, вместо воздуха, и обеспечивая достаточно длинный поверхностный интервал – время нахождения на суше между дайвами. В остальном – дайвинг это отличный вид отдыха, который определённо стоит попробовать хотя бы раз.

Что ещё почитать:

К списку всех рецензий
Игровые новинки октября 2018
Предыдущие части дневничка дайвера
Больше фотографий с подводных глубин в моём Instagram

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

Tags: divers diary, diving, дайвинг, дневничок дайвера

• Рецензия на фильм "Довод" (Tenet) 2020

Новый фильм Кристофера Нолана я порывался посмотреть довольно давно. Картине крайне не повезло с датой релиза - из-за вспышки короновируса все…

• Пятничный Crash

Вот уже февраль, а с ним и зима на исходе (по крайней мере согласно календарю). На дворе четвёртая пятница февраля, а значит можно продолжить…

• Рецензия на игру "Life is Strange" (2015)

Разработчик: Dontnod Entertainment Платформа: PC Дата выхода: январь 2015 Время прохождения: 12 часов В конце прошлого года я закончил с…

• Пятничный Crash

Наступила третья пятница февраля, а за бортом температура опускается ниже 20 градусов цельсия. Фактически это означает, что лучше сидеть дома возле…

• Рецензия на второй сезон сериала "Джек Райан" (Jack Ryan) 2019

Первый сезон похождений ЦРУ аналитика мне умеренно понравился. Его сложно было назвать выдающимся, но он смотрелся на удивление бодро и…

• Рецензия на фильм "Олдбой" (Oldeuboi) 2003

Этот корейский фильм уже давно висел у меня в списке на просмотр, но я всё как-то не мог за него взяться. И тут звёзды сошлись в верной композиции…

• Рецензия на фильм "Довод" (Tenet) 2020

• Пятничный Crash

• Рецензия на игру "Life is Strange" (2015)