s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Categories:

Рецензия на фильм "Гоголь. Начало" (2017)


В кинотеатрах стартовал второй фильм о молодом припадочном писаре, который чувствует связь с параллельным миром и активно этим пользуется для расследования таинственных преступлений в окрестности села Диканька. Первую часть, которая вышла в сентябре 2017 года я упорно игнорировал, но тут любопытство взяло верх, поэтому я решил ознакомится с этим фильмом. Мало ли - может есть объяснение тем 400 миллионам сборов, которыми хвастаются создатели картины.


Главное, что следует знать о "Гоголе. Начало" - это две серии сериала, который объединили под общим заголовком и пустили в кинотеатрах. Именно поэтому про цельную структуру и стройное повествование можно забыть. Тут строгая последовательность первой и второй серии - каждая со своей сюжетной линией, но сквозной тематикой. Обрывается повествование крайне резко и оставляет приторное ощущение обмана.


Село Диканька встревожено жуткими событиями. Уже который раз в селе таинственным образом погибает очередная молодая девушка. Для расследования из города приезжает модный и смекалистый следователь Яков Петрович Гуро, который захватил с собой писаря Николая Васильевича Гоголя. Молодой и бледный писарь регулярно впадает в припадки, во время которых ему открывается истина загадочных преступлений. Прибыв на место, они выясняют, что жители шепчутся о таинственном всаднике с рогами, а припадки Николая Васильевича учащаются. Однако именно это помогает следователю Гуро с писарем Гоголем напасть на след.
Вторая серия частично продолжает тематику таинственных убийств, но больше концентрируется на отдельной истории. Баба Хавронья погибает в своей же хате во время лобзания с любовником. Любовник остаётся жив, но несёт какой-то бред про свиные рыла и летающую красную свитку. Вновь на помощь селянам Диканьки приходит писарь Гоголь, который на этот раз берет себе в помощники кузнеца Вакулу и доктора Бомгарта.

Авторы основательно переработали произведения самого Гоголя и мифы славянской культуры, чтобы на их основе создать материал для нескольких серий грядущего сериала. То тут, то там всплывают отсылки различным произведениям Николая Васильевича, либо сами герои появляются в необычном амплуа. К сожалению, сериальная структура не могла не сказаться и сыграла злую шутку - фильм не выглядит целостным произведением, да ещё и обрывается на полуслове. Сценарий хоть и неплохо обыгрывает фольклор, но спотыкается о многочисленные штампы. Особенно это заметно в диалогах, которые тут предсказуемые донельзя - развитие сюжета шито белыми нитками, а фразы героев я угадывал в двух случаях из трёх. После такого воспринимать серьёзно метания главных героев и регулярные рояли в кустах просто невозможно. Ко всему прочему режут слух современные термины, что на корню разбивает любую попытку построить атмосферу.


Режиссёр Егор Баранов ("Саранча", "Фарца") пытается экспериментировать с подачей материала, однако порой слишком увлекается и зацикливается. Первые минуты фильма одновременно пытаются завлечь голой задницей похищенной селянки, примитивными рогами, вылезающими из спины мистического всадника (и остающегося у него весь фильм) и резким монтажом-склейкой для придания динамики происходящему. Серо-синий фильтр поначалу кажется неплохим подспорьем в визуальной составляющей и даже работает на атмосферу - мертвенно-бледный припадочный юноша Гоголь даже вызывает сочувствие, а мрачные пейзажи создают умеренно-мрачное настроение. Но уже к середине фильма (читай, ко второй серии) от однообразной серо-синей палитры начинаешь уставать. Разбавляют визуальное однообразие припадки Гоголя, которые то впадают в буйство кроваво-огненных переливов, то перегибают с использованием экшен-камеры с эффектом рыбьего глаза. Ну а для заманивания массового зрителя авторы поднимают рейтинг проекта обнажёнкой, но вставлена она настолько криво и убого, что смотреть на неё совершенно не интересно. Нельзя без слёз смотреть и на здешние спецэффекты - разве что эффекты дыма смотрятся неплохо, но в остальном бюджетность и ориентированность на малые экраны телевизоров видна невооруженным взглядом.

Александр Петров сыграл главного героя Гоголя и большую часть времени он либо страдальческим взглядом осматривает окрестности, либо до невозможности округляет глаза во время припадков. Никакого образа бледного юноши со взором горящим, который хочет понять и простить свой "дар" тут нет и в помине. Как и убедительной актёрской игры.
Единственный, кто хоть немного старается, так это Олег Меньшиков - его следователь Яков Петрович Гуро получился по крайней мере живым и харизматичным, в отличии от всего остального актёрского состава, который либо совершенно не вписывается в образ, либо вызывает натуральное отторжение. Вымораживает Юлия Франц в образе дочери мельника Оксаны со своими ботексными губами, которые не вписываются в атмосферу начала XIX века от слова вообще. Раздражает Евгений Стычкин в своих позёрских нарядах и излишним переигрыванием. Павел Деревянко в образе Пушкина ужасен и откровенно отвратителен, хоть его участие сведено к минимуму.


"Гоголь. Начало" знаменует начало печальной тенденции для российского кино и телевидения, который поддерживается отечественным зрителем. Радостно занося деньги в кассу этих сериальщиков, зритель, сам того не понимая, подстёгивает к развитию отвратительного тренда. То, что должно показываться на телевидении или, на крайняк, в стриминговых сервисах, выплёвывается на киноэкран и позиционируется как полноценное произведение. У кино и телесериалов могут быть одинаковые методы подачи, актёрская выкладка на площадке и уровень проработки, но способы доставки материала конечному зрителю должны отличаться. И именно на этом поприще фильм выглядит плевком в российскую аудиторию.
Весь это балаган с ежегодным выпуском двух новых эпизодов похож на недостроенный парк развлечений - строители построили три метра игрушечной железной дороги и уже пустили по нему поезд. Ты только уселся поудобнее и начинаешь ощущать ветер в лицо, как поездка заканчивается и тебя гонят с площадки. А дальше в течении года строят ещё три метра дороги, чтобы посетить которые предстоит ещё раз заплатить! Как народ на такое ведётся - не понимаю!
В период, когда зарубежные каналы сражаются за аудиторию и пытаются предложить максимум интересного и насыщенного материала, российский канал ТВ-3 собирает многомиллионные сборы, давая российскому зрителю две серии в год. Самое обидное, что народ ведётся и хавает без остатка, да ещё и нахваливает. Это не стремительный подъём с колен, а очередное пробивание дна, как ни печально это признавать.



"Гоголь. Начало" это не фильм в привычном понимании этого слова. Это буквально две пилотные серии начинающегося сериала, который решили крутить в кинотеатрах. Оно не выдерживает никакой критики как полнометражное кино - рваное повествование, смехотворные спецэффекты и неубедительная актёрская игра. Зато как начало телевизионного сериала проект способен постоять за себя - авторы нагнетают интригу и приберегают ключевые тайны на потом, а местами даже убедительно нагнетают атмосферу сельской мистики, но отпугивают примитивными диалогами и спорным подбором актёров. Жадность до добра не доводит - выпустили бы сразу весь сериал - цены бы не было! А так получился обрубок полена, из которого папа Карло когда-нибудь выстругает своего Буратино.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий



Tags: cinema, movies, review, Гоголь начало, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рецензия на фильм "Брачная история" (Marriage Story) 2019

    В предверии церемонии вручения Оскара 2020, я взял себе за правило посматривать определённый минимум номинированных фильмов. Многочисленные…

  • Рецензия на игру "Shank 2" (2012)

    Разработчик: Klei Entertainment Платформа: PC Дата выхода: 2012 Время прохождения: 6 часов Под конец прошлого года я добил категорию…

  • Кинопремьеры (23.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят южно-корейский боевик 17-летней выдержки, триквел боевика про отчаянных напарников, триллер про подводную прогулку,…

  • Рецензия на фильм "Клаус" (Klaus) 2019

    Конец 2019 года отчаянно страдал от отсутствия ощущения праздника. Плюсовая температура и регулярный дождь даже на второй неделе января не…

  • Кинопремьеры (16.01.2020)

    На этой неделе в прокат выходят боевик про поезд во льдах семилетней давности, драма про смотрителей маяка и безумие, историческая драма про…

  • Рецензия на 3й сезон сериала "Джессика Джонс" (Jessica Jones) 2019

    Ещё до того, как Disney окончательно запустил свой стриминговый сервис, Netflix поспешил прикрыть все сериалы, над которыми работал по контракту c…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments