s3tr0n (s3tr0n) wrote,
s3tr0n
s3tr0n

Category:

Рецензия на фильм "Гоголь. Начало" (2017)


В кинотеатрах стартовал второй фильм о молодом припадочном писаре, который чувствует связь с параллельным миром и активно этим пользуется для расследования таинственных преступлений в окрестности села Диканька. Первую часть, которая вышла в сентябре 2017 года я упорно игнорировал, но тут любопытство взяло верх, поэтому я решил ознакомится с этим фильмом. Мало ли - может есть объяснение тем 400 миллионам сборов, которыми хвастаются создатели картины.


Главное, что следует знать о "Гоголе. Начало" - это две серии сериала, который объединили под общим заголовком и пустили в кинотеатрах. Именно поэтому про цельную структуру и стройное повествование можно забыть. Тут строгая последовательность первой и второй серии - каждая со своей сюжетной линией, но сквозной тематикой. Обрывается повествование крайне резко и оставляет приторное ощущение обмана.


Село Диканька встревожено жуткими событиями. Уже который раз в селе таинственным образом погибает очередная молодая девушка. Для расследования из города приезжает модный и смекалистый следователь Яков Петрович Гуро, который захватил с собой писаря Николая Васильевича Гоголя. Молодой и бледный писарь регулярно впадает в припадки, во время которых ему открывается истина загадочных преступлений. Прибыв на место, они выясняют, что жители шепчутся о таинственном всаднике с рогами, а припадки Николая Васильевича учащаются. Однако именно это помогает следователю Гуро с писарем Гоголем напасть на след.
Вторая серия частично продолжает тематику таинственных убийств, но больше концентрируется на отдельной истории. Баба Хавронья погибает в своей же хате во время лобзания с любовником. Любовник остаётся жив, но несёт какой-то бред про свиные рыла и летающую красную свитку. Вновь на помощь селянам Диканьки приходит писарь Гоголь, который на этот раз берет себе в помощники кузнеца Вакулу и доктора Бомгарта.

Авторы основательно переработали произведения самого Гоголя и мифы славянской культуры, чтобы на их основе создать материал для нескольких серий грядущего сериала. То тут, то там всплывают отсылки различным произведениям Николая Васильевича, либо сами герои появляются в необычном амплуа. К сожалению, сериальная структура не могла не сказаться и сыграла злую шутку - фильм не выглядит целостным произведением, да ещё и обрывается на полуслове. Сценарий хоть и неплохо обыгрывает фольклор, но спотыкается о многочисленные штампы. Особенно это заметно в диалогах, которые тут предсказуемые донельзя - развитие сюжета шито белыми нитками, а фразы героев я угадывал в двух случаях из трёх. После такого воспринимать серьёзно метания главных героев и регулярные рояли в кустах просто невозможно. Ко всему прочему режут слух современные термины, что на корню разбивает любую попытку построить атмосферу.


Режиссёр Егор Баранов ("Саранча", "Фарца") пытается экспериментировать с подачей материала, однако порой слишком увлекается и зацикливается. Первые минуты фильма одновременно пытаются завлечь голой задницей похищенной селянки, примитивными рогами, вылезающими из спины мистического всадника (и остающегося у него весь фильм) и резким монтажом-склейкой для придания динамики происходящему. Серо-синий фильтр поначалу кажется неплохим подспорьем в визуальной составляющей и даже работает на атмосферу - мертвенно-бледный припадочный юноша Гоголь даже вызывает сочувствие, а мрачные пейзажи создают умеренно-мрачное настроение. Но уже к середине фильма (читай, ко второй серии) от однообразной серо-синей палитры начинаешь уставать. Разбавляют визуальное однообразие припадки Гоголя, которые то впадают в буйство кроваво-огненных переливов, то перегибают с использованием экшен-камеры с эффектом рыбьего глаза. Ну а для заманивания массового зрителя авторы поднимают рейтинг проекта обнажёнкой, но вставлена она настолько криво и убого, что смотреть на неё совершенно не интересно. Нельзя без слёз смотреть и на здешние спецэффекты - разве что эффекты дыма смотрятся неплохо, но в остальном бюджетность и ориентированность на малые экраны телевизоров видна невооруженным взглядом.

Александр Петров сыграл главного героя Гоголя и большую часть времени он либо страдальческим взглядом осматривает окрестности, либо до невозможности округляет глаза во время припадков. Никакого образа бледного юноши со взором горящим, который хочет понять и простить свой "дар" тут нет и в помине. Как и убедительной актёрской игры.
Единственный, кто хоть немного старается, так это Олег Меньшиков - его следователь Яков Петрович Гуро получился по крайней мере живым и харизматичным, в отличии от всего остального актёрского состава, который либо совершенно не вписывается в образ, либо вызывает натуральное отторжение. Вымораживает Юлия Франц в образе дочери мельника Оксаны со своими ботексными губами, которые не вписываются в атмосферу начала XIX века от слова вообще. Раздражает Евгений Стычкин в своих позёрских нарядах и излишним переигрыванием. Павел Деревянко в образе Пушкина ужасен и откровенно отвратителен, хоть его участие сведено к минимуму.


"Гоголь. Начало" знаменует начало печальной тенденции для российского кино и телевидения, который поддерживается отечественным зрителем. Радостно занося деньги в кассу этих сериальщиков, зритель, сам того не понимая, подстёгивает к развитию отвратительного тренда. То, что должно показываться на телевидении или, на крайняк, в стриминговых сервисах, выплёвывается на киноэкран и позиционируется как полноценное произведение. У кино и телесериалов могут быть одинаковые методы подачи, актёрская выкладка на площадке и уровень проработки, но способы доставки материала конечному зрителю должны отличаться. И именно на этом поприще фильм выглядит плевком в российскую аудиторию.
Весь это балаган с ежегодным выпуском двух новых эпизодов похож на недостроенный парк развлечений - строители построили три метра игрушечной железной дороги и уже пустили по нему поезд. Ты только уселся поудобнее и начинаешь ощущать ветер в лицо, как поездка заканчивается и тебя гонят с площадки. А дальше в течении года строят ещё три метра дороги, чтобы посетить которые предстоит ещё раз заплатить! Как народ на такое ведётся - не понимаю!
В период, когда зарубежные каналы сражаются за аудиторию и пытаются предложить максимум интересного и насыщенного материала, российский канал ТВ-3 собирает многомиллионные сборы, давая российскому зрителю две серии в год. Самое обидное, что народ ведётся и хавает без остатка, да ещё и нахваливает. Это не стремительный подъём с колен, а очередное пробивание дна, как ни печально это признавать.



"Гоголь. Начало" это не фильм в привычном понимании этого слова. Это буквально две пилотные серии начинающегося сериала, который решили крутить в кинотеатрах. Оно не выдерживает никакой критики как полнометражное кино - рваное повествование, смехотворные спецэффекты и неубедительная актёрская игра. Зато как начало телевизионного сериала проект способен постоять за себя - авторы нагнетают интригу и приберегают ключевые тайны на потом, а местами даже убедительно нагнетают атмосферу сельской мистики, но отпугивают примитивными диалогами и спорным подбором актёров. Жадность до добра не доводит - выпустили бы сразу весь сериал - цены бы не было! А так получился обрубок полена, из которого папа Карло когда-нибудь выстругает своего Буратино.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий



Tags: cinema, movies, review, Гоголь начало, кино, обзор, рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments