Этот фильм я ждал с момента его анонса. Оригинальную книгу Эрнеста Клайна я прочитал буквально за несколько дней на одном дыхании - это было увлекательное приключение в духе Индианы Джонса с поиском сокровищ и решением загадок в мире антиутопического будущего с сильной ностальгической ноткой. В режиссёрское кресло экранизации сел Стивен Спилберг, который уже давно не снимал приключенческих фильмов. Посмотрим, что же из этого получилось.
Фильм показывает недалёкое будущее, которое погрязло в нищете и разрухе. Всё население планеты большую часть времени проводит в виртуальном мире ОАЗИС, который создал эксцентричный гений Джеймс Холлидей. Мире, где можно быть кем угодно и делать что угодно. Так и было до поры до времени, пока создатель Холлидей не скончался. В день его смерти было опубликовано его завещание, в котором он сообщил, что миллионы долларов и полный контроль над ОАЗИСом получит тот, кто найдёт секретный объект - пасхалку, спрятанную где-то в недрах виртуального мира, дверь к которой открывается тремя ключами. Все обитатели ОАЗИСа ринулись искать подсказки и ключи, но за пять лет единственное что смогли найти - невероятной сложности испытание, которое никто не может одолеть. Со временем число желающих осилить испытание Холлидея поубавилось - остались только немногочисленные кланы пасхантеров (охотников за пасхалками), корпорация IOI и энтузиасты-одиночки. Одним из таких одиночек является главный герой - Уэйд Уоттс, который помешан на культуре 80-х годов и на всём том, чем был одержим сам Холлидей. Именно штудированием библиотеки фильмов, видеоигр, музыки и жизни Холлидея и занимается Уэйд в образе своего аватара Парзиваля. И однажды он натыкается на верное решение и получает первый из трёх ключей, что даёт новый скачок в гонке за пасхалкой.
Первое, с чем сталкивается зритель - это высокий порог вхождения. Придуманный писателем Эрнестом Клайном мир включает в себя сразу две составляющие - реальную и виртуальную. Обе активно участвуют в повествовании, но отличаются друг от друга разительно, и ведь о каждой нужно рассказать. Поэтому первые 15 минут это объёмная вводная часть - голосом главного героя объясняется диспозиция сил: вот реальность и она отстой, вот ОАЗИС и в нём круто. Виртуальный мир действует он по определённым правилам - правилам, придуманным гением и гиком-социопатом, который любил видеоигры. Весь ОАЗИС - это такая большая видеоигра с тысячами аватаров - у каждого есть денежный счёт и способы заработка, есть инвентарь, который можно забить полезными и не очень предметами и артефактами. Участвуя в различных соревнованиях, игроки зарабатывают деньги и тратят их как на виртуальные, так и на реальные предметы. По суди, сценаристы рисуют общество, которое только и делает что играет в видеоигру - одну, большую, общую, но видеоигру. Не все зрители готовы принять такую картину будущего и поэтому выразят своё пренебрежительное фи.
Но фильм и не старается угодить всем - он рассчитан на людей, знакомых с индустрией видеоигр, с классикой кинематографа и популярными мелодиями. Создатели доверху наполнили свой проект многочисленными отсылками к популярным медиа и подмечать их - одно из главных удовольствий фильма. Срабатывает эффект узнавания и тонкие струнки гиковской души отыгрывают двухчасовое соло от нахлынувших эмоций. Ты просто растворяешься в потоке знакомых героев, которые сменяют друг друга с такой скоростью, что разглядеть всех и всё за один раз невозможно физически! Машина Делориан из "Назад в Будущее", динозавры из "Парка Юрского периода", Трейсер из Ovewatch, жабы и Battletoads, мультперсонажи из Looney Tunes, Кинг-Конг, Рыцарь Дорог, Горо из Mortal Combat, Чужой, Стальной Гигант, Дюк Нюкем, Лара Крофт и многое-многое другое... Фильм можно разбирать на кадры и анализировать каждый вдоль и поперёк - авторы так основательно подошли к делу не просто так. Оригинальная книга также воспевала гиковскую культуру и количество упоминаний игр, фильмов и музыки с трудом укладывалось в голове. К сожалению, в современном мире лицензий и авторских прав, нельзя просто так взять и запихнуть Харли Квин в фильм - нужно получить на это разрешение и с этим связано главное отличие книги от фильма. Книга ориентировалась в первую очередь на культуру 80-х годов, а фильм не гнушается идти дальше и зацепить 90-е и нулевые, чтобы эффект узнавания был выше. И самое удивительное, что это работает!
Сценаристы основательно порезали сюжет книги, чтобы вместить его в двухчасовой фильм. Пришлось пожертвовать комплексными загадками и срезать пребывание в реальности. Зато в диалогах сценаристы оторвались - язык персонажей живой и актуальный - герои-подростки изъясняются на молодёжном сленге и регулярно упоминают в речи то, что не было возможности показать. Те же "Звёздные войны", на которые не удалось получить права упоминаются лишь пару раз, да и то косвенно.
Зритель вместе с главным героем погружается в ОАЗИС буквально через три минуты с начала фильма и крайне редко возвращается в реальный мир. Из-за чего отображение реальности искренне страдает - ему просто не хватает целостности и детальности. Всё заканчивается общими сведениями и широкими мазками. К сожалению, это в добавок сказывается на персонажах, которые в реальности получились более блеклыми, нежели их аватары в ОАЗИСе. Но оно и понятно - Спилберг хотел снять яркое приключение в безумных декорациях и ОАЗИС в полной мере предлагает полную свободу в художественных средствах, а реальность оказалась менее приспособлена для такой задачи.
По сравнению с книгой изменились и испытания, которые предстоит пройти героям, чтобы получить три ключа. Спилберг решил пропустить момент всеобщего неведения и тщетных поисков, которые подробно описывались в Клайном, и бросает зрителя сразу в гущу событий. Смотрите, ребята - тут у нас портал, ведущий на непроходимую гонку, кадры из которой так щедро показывали в трейлерах - яростная погоня, бесконечные аварии, куча препятствий, разрушающихся участки и монстры, преграждающие путь - всё это получилось невероятно зрелищным. Но зато момент открытия, что все идут неверным путём и только главный герой догадался о правильном подходе передан великолепно.
Не обошлось и без цитирования киноклассики - в книге было несколько испытаний, связанных с кинофильмами эпохи 80-х и Спилберг обыграл этот момент крайне изобретательно, да ещё и с юмором - построив одно из испытаний на основе одного известного фильма.
Не подвело и музыкальное сопровождение - саундтрек получился целостным и тематическим. Герои не только обсуждают знакомую музыку, но даже участвуют в феерических танцах в невесомости под её аккомпанемент.
Но всё это всё равно меркнет с общим визуальным пиршеством, которое дарит просмотр фильма. Это одна из тех немногих картин, которую необходимо смотреть на максимально большом экране, в 3D, а ещё лучше в IMAX кинотеатре. Спилберг поставил фильм таким образом, что именно в 3D уровень воздействия красоты картинки оказывается максимальным. Это нелегко заметить, но во время кадров реальности теряется объём - сделано это специально, чтобы дистанцировать серую и мрачную обыденность (там даже солнца нет – лишь мрачное и затянутое облаками небо) и яркий манящий ОАЗИС. Буйство красок и образов бомбардирует зрителя практически без остановки и факт привлечения аж трёх студий по цифровым эффектам заметен сразу же. Фильм дарит невероятной красоты зрелище и этого у него не отнять, а вкупе с игровой тематикой и сотнями узнаваемых образов в процессе просмотра просто не замечаешь недостатков.
Тай Шеридан ("Мад", "Джо") в роли Уэйда Уоттса и аватара Парзиваля без сомнения хорош. Он, конечно, отличается от книжного аналога, но, учитывая, общую динамику событий, которая в фильме, мягко говоря, запредельная, на расписанную в книге трансформацию не хватило бы времени. Как подросток с безумным увлечением и огнём в глазах он смотрится отлично. Между ним и персонажем Арт3мис, которую сыграла Оливия Кук ("Мотель Бейтсов", "Голем") происходит натуральная химия и буквально молнии искрят. К сожалению, эта магия куда-то улетучивается, когда дело доходит до их контакта в реальной жизни. "Мы совсем не похожи на своих аватаров", заявляет она и, по сути, недалека от истины. Пару раз мелькает мысль об анонимности в сети, и авторы неплохо обыгрывают этот момент. С другой стороны - герои в первую очередь подростки, хоть и с завышенной гражданской позицией.
Главного злодея Нолана Сорренто сыграл Бен Мендельсон ("Темные времена", "Знамение"), и негодяй получился у него предельно плоский и картонный. Никакой серьёзной мотивации у него нет, как и детальной проработки характера. Злодей, потому что плохой и хочет получить контроль над ОАЗИСом и наводнить его всплывающей рекламой (или лутбоксами, очевидно).
Создатели кардинально поменяли образ персонажа Ай-Рока (Я-Крут), которого в фильме сыграл ТиДжей Миллер ("Кремниевая долина", "Дэдпул"). В книге это был подросток с завышенным самомнением и подхалимством, который в определённый момент вздумал шантажировать главных героев. В фильме же цифровой грим у него выразительный и нарочито-пафосный. Узнал я его только по голосу в тот момент, когда персонаж начал произносить заклинание, которое локализаторы не рискнули переводить.
Саймон Пегг ("Типа крутые легавые", "Зомби по имени Шон"), который сыграл Огдена Морроу весь фильм щеголяет забавными длиноволосыми париками, а в финале предстаёт значительно состаренным. Экранного времени у него не слишком много, но в конце с ним ожидается приятный сюрприз.
Марк Райлэнс ("Шпионский мост", "Большой и добрый великан") предстал в образах гениального социопата Джеймса Холлидея и его цифрового воплощения старца Анорака. Если первый получился типичным гиком с глубокими социальными проблемами, то второй интересен в первую очередь за счёт бесподобной работы с графикой - просто понаблюдайте за тканью его балахона - по истине гипнотическое зрелище. Лучшего воплощения персонажа сложно себе и представить.
В отличии от книги, Спилберг сосредоточился на раскрытии красоты виртуальной реальности и довольно сильно пренебрёг реальной жизнью героев. Немногочисленные кадры реального мира показывают пугающую реальность, от которой хочется действительно сбежать в ОАЗИС. По сути перед нами традиционный взгляд на антиутопию, в котором крупная корпорация IOI имеет настолько большое влияние, что даже полиция не может их контролировать. Они могут взорвать башню из трейлеров, организовать натуральную охоту на человека и им за это ничего не будет. Понятно, что Спилберг пытается показать реальность более мрачным местом чем живописный ОАЗИС. Призыв проводить больше времени в реальном мире выглядит крайне логичным - обратите внимание на то что вокруг и попытайтесь что-то изменить. Может быть не завтра, но через год вы уже не будете жить в куче мусора с гарнитурой VR на голове.
К слову, VR всё ещё делает робкие шаги в современном мире и такие компании как Valve, Playstation и Facebook со своими Vive, PSVR и Oculus Rift делают всё возможное, чтобы расширить аудиторию шлемов виртуальной реальности и фильм про онлайновую игру становится неплохим подспорьем в рекламировании продукта, однако один аспект никак не удаётся обойти. Люди в VR всё еще выглядят глупо - даже в фильме Стивена Спилберга с модными и стильными очками, тактильными перчатками, всенаправленными беговыми дорожками и модными костюмами, передающими ощущения даже в области паха. Это всё ещё сложная маркетинговая задача, которую ещё только предстоит решить и фильм в этом не помогает.
Ещё одна претензия, которую можно предъявить к фильму, что Спилберг показал виртуальный мир ОАЗИС крайне однобоко - да, это гиковский фильм про гиковскую культуру и бескомпромиссную погоню за пасхалкой. Героям предстоит пройти испытания гика и социопата, поэтому очевидно, что эти испытания предстают в виде игры. Однако режиссёр настолько сосредоточился на игровом опыте обитателей ОАЗИСа, что совершенно забыл объяснить понятие "экономического ресурса", за владение над которым все так отчаянно борятся, а сильнее всех - корпорация IOI. В книге люди фактически жили в ОАЗИСе - дети ходили в виртуальные школы, а взрослые работали на виртуальных работах, зарабатывая виртуальные деньги, которые можно было обеспечить свою реальную жизнь. В фильме в первую очередь показана игра, но не жизнь - из-за этого часть информации, важной для проработки мира и реалистичность созданной реальности теряется.
Российская локализация получилась достойной – мало того, что переведены многочисленные графические элементы, так ещё и голоса оказались неплохо подобранными и сыгранными. Актёры озвучки стараются и даже не вызывает диссонанса упоминание тех же стримов на Твиче, а это, между прочим, говорит о подкованности локализаторов в вопросе технологий. С другой стороны, я не сомневаюсь, что часть отсылок и пасхалок потерялась, поэтому если есть возможность – стоит попробовать посмотреть фильм в оригинале.
У "Первому игроку приготовится" невероятный список достоинств. Это отличная экранизация, которая в достаточной мере удалилась от оригинала, чтобы стать самостоятельным произведением, но при этом сохранила суть и структуру, чтобы всё ещё считаться экранизацией. В данном случае фильм обязательно стоит смотреть тем, кто читал книгу, ну а книга с большой долей вероятности понравится тем, кто посмотрел фильм. Это одна из немногих картин, которая заставляет поражаться визуальной стороной и восхищаться работой постановщика. Стивен Спилберг снял увлекательное приключение в мире виртуальной реальности, которая в ближайшие годы будет только развиваться, но до продемонстрированных высот доберётся ещё не скоро. Главное достоинство фильма в его использовании культурного пласта из фильмов, видеоигр и музыки, и подмечать многочисленные отсылки и пасхалки - главное удовольствие от просмотра фильма. При большом желании фильм можно пожурить за слабо раскрытых персонажей, плоского злодея и слишком серую реальность, но делать этого совершенно не хочется. Этого просто не замечаешь в процессе просмотра - именно настолько он прекрасен.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Живая классика видеоигр в современном исполнении
Мультфильм про мальчика и гигантского робота, образ которого мелькает в фильме
Свежая экранизация видеоигры, героиня которой тоже мелькает в фильме